ISSN 2409-7616

Теличева Е.Г.

О РОЛИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСТВА В СТРУКТУРЕ ИННОВАЦИОННОГО ВУЗА

УДК 378

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.37

Теличева Е.Г.1 (Хабаровск, Россия) — telicheva_e@mail.ru

1Тихоокеанский государственный университет

Аннотация. Формирование специалиста новой формации продиктовано временем. Подготовка высококвалифицированных специалистов – одно из условий ускоренного развития экономики, с учетом современных требований. Одним из ключевых условий, гарантирующих профессиональное становление будущих специалистов — овладение исследовательскими навыками, способностью научно подойти к решению проблемы. Статья посвящена созданию концептуальной основы для педагогической поддержки студентов. Площадкой для исследования выступил институт социально-политических технологий и коммуникаций в структуре ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет». В университете осуществляется масштабная деятельность по реализации Программы развития университета, включающая стратегические проекты с утвержденными ключевыми показателями. Реализация стратегических проектов предполагает инициативы от профессорско-преподавательского состава, студенчества. В процессе исследования проведено анкетирование среди студентов института социально-политических технологий и коммуникаций. Цель анкетирования — оценить, насколько студенты склонны заниматься научными исследованиями и отношение к организации научно-исследовательской деятельности в институте.   Выявлены причины низкой вовлеченности студентов института в научные исследования и разработки; основные мотивы, способные изменить сложившуюся ситуацию. Концепция педагогической поддержки научно-исследовательской работы студентов должна быть направлена на развитие личностных ресурсов; создание условий для поиска и исследования проблем, требующих профессионального вмешательства студентов; формирование у студентов компетенций, необходимых для выполнения научно-исследовательской работы; создание образовательной среды, включающей исследовательские группы для коллективных исследований; создание научно-исследовательских обществ, преимущественно междисциплинарного профиля, способных обеспечить формирование компетенций и трансфер знаний между научно-производственными объединениями и академической наукой; разработка системы балльно-рейтинговой оценки, позволяющей определять максимальную результативность научно-исследовательской работы отдельно взятого студента.

Ключевые слова: образовательная среда, научно-исследовательская работа студентов, модель формирования профессиональных компетенций, педагогическая поддержка.

Список источников:

  1. Головин А.А., Головачева Л.И., Кривоносова Е.И. Возможные формы НИР студентов младших курсов вуза на примерах // Заметки ученого. 2022. № 6.  С. 136-139.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49018568
  2. Логунова Г.В., Булдыгеров П.Н. Государственная политика Российской Федерации в сфере высшего образования по привлечению студентов к научно-исследовательской работе // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2019. Т. 28. С. 19-28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38245253
  3. Мельничук М.В., Грузина Ю.М., Фирсова И.А. Формирование научно-образовательных ценностей в системе мотивации молодежи // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12, № 6. C. 260-275. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41753697
  4. Крапивина И.В. Учебно-педагогическое сотрудничество в условиях НИРС как фактор формирования профессиональной компетентности студентов медицинского вуза // Дальневосточный медицинский журнал. 2019. № 4. С. 53-57. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41830005
  5. Актуальные проблемы труда и развития человеческого потенциала: вузовско-академический сборник научных трудов. Вып. № 3 (20) / под ред. В.И. Сигова, С.В. Кузнецова. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2020. — 191 с.
  6. Мельничук М.В. К вопросу о построении когнитивных карт компетенций развития человеческого капитала // Управленческий учет. 2021. № 8. С. 383-394. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46486616
  7. Гегечкори О.Н., Бессараб Ю.А. Как привлечь вузовскую молодежь в науку // Известия КГТУ. 2008. № 13. С. 189-192. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16689864
  8. Комиссаренко А.А.  Анализ мотивации студентов 1 курса магистратуры Курского государственного университета к выполнению НИР //Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 12-5. С. 102-105. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27723269
  9. Далаева Т.Е., Белоус С.Г. Цифровые инструменты организации НИР студентов историков // Информационный бюллетень ассоциации История и компьютер. 2020. № 48. С. 92-94.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50203204
  10. Коростелев А.И., Коростелева О.Н. Развитие творческой активности студентов на основе познавательной деятельности в процессе НИР // Современные наукоемкие технологии. 2006. № 1. С. 40-41. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9932591
  11. Кумышева Р.М. Концепция педагогической поддержки НИР студента вуза // Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук. — Чебоксары. Издательский дом «Среда», 2022. — С. 131-132.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48954165
  12. Корепанова Е.В. Организация выполнения студентом научного исследования // Наука и образование. 2020. Т.3, № 4. С. 204. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44642467
  13. Боровкова М.Г., Краснов М.В., Николаева Л.А. Отношение студентов медицинских специальностей к научно-исследовательской деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. С. 2-10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49404357
  14. Григорьева Е.Г., Лобанова А.Д. Статистический анализ вовлеченности студентов в научно-исследовательскую деятельность // Практики развития: теоретические и технологические решения и вопросы в цифровую эпоху. — Красноярск: Институт психологии практик развития, 2020. — С. 125 -132. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44305045
  15. Кощиенко И.В. Современные технологии и методы определения результативности научно-исследовательской деятельности // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 4. С. 6. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35665222 

Библиографическая ссылка: Теличева Е.Г. О роли научно-исследовательской деятельности студенчества в структуре инновационного вуза // ЦИТИСЭ. 2023. № 1. C. 434-443. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.37