ISSN 2409-7616

Кулакова С.В., Малиева З.К.

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО ИНФАНТИЛИЗМА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

УДК 371

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.48

Кулакова С.В.1 (Владикавказ, Россия) — kylakova_07@mail.ru, Малиева З.К.2 (Владикавказ, Россия) — zkmal@yandex.ru

1Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)

2Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова

Аннотация. В статье рассматривается проблема социального инфантилизма как феномена, связанного с задержкой темпов эмоционально-личностного развития, оказывающего негативное влияние на формирование личностных качеств человека и его социально-психологических способностей. Данная проблема актуальна в основном в среде молодежи, однако симптомы социального инфантилизма могут встречаться и среди людей среднего и старшего возраста. Отсутствие желания взрослеть в дальнейшем, во взрослой жизни приводит личность к социальной фрустрации, а в некоторых случаях даже деградации личности. Целью данной статьи является исследование содержания социального инфантилизма личности. Методологическую основу исследования составили идеи системного и индивидуального подходов. Новизна исследования заключается в том, что выявлена сущность феномена социального инфантилизма, как отклонения в социально-психологическом развитии человека, характеризующегося несформированностью нравственно-ценностных установок, незрелостью и неконтролируемостью эмоций, преобладанием гедонистических мотивов, отсутствием мотивов трудовой и учебной деятельности, несамостоятельностью, безынициативностью. Рассмотрены особенности социального инфантилизма, связанные с неуверенностью в себе, импульсивностью, отсутствием самостоятельности и ответственности в процессе принятия решений, неадекватной самооценкой, низким самообладанием; отсутствием способности к самоопределению. Рассмотрены риски, связанные с социальным инфантилизмом и обусловленные неготовностью личности к взрослой жизни, отсутствием инициативы, самостоятельности и творческого подхода при выборе решений, пассивно-потребительским отношением к миру, перекладыванием ответственности на окружающих людей, условия жизни, мира в целом. Установлено, что наиболее сензитивными к профилактике социального инфантилизма являются подростковый и юношеский возраст. Рассмотрены пути решения проблемы социального инфантилизма через осуществление совместного взаимодействия семьи и социальных институтов (школы, вуза, учреждений дополнительного образования).

Ключевые слова: социальный инфантилизм, риски социального инфантилизма, профилактика социального инфантилизма, особенности социального инфантилизма, факторы профилактики социального инфантилизма.

Список источников:

  1. Бакулина А.С. Социальный инфантилизм. — М.: Спутник+, 2020. — 140 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44625138
  2. Бакулина А.С. Социальный инфантилизм: общественно-нравственный аспект // Человеческий капитал. 2014. № 3 (63). С. 24-29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22003947
  3. Басова В.М., Захарова Ж.А. Профилактика социального инфантилизма у детей, лишенных попечения родителей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23, № 5. С. 113-115. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32728557
  4. Гутова С.Г. Социальный инфантилизм и социальная зрелость молодежи / В сборнике: International scientific-practical web-congress of pedagogues and psychologists «BE SMARt!». — Женева: Европейская ассоциация педагогов и психологов “Science”, 2015. — С. 146-151. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25965493
  5. Гутова С.Г., Деревянных Е.А. Социальный инфантилизм и социальная зрелость молодежи / В сборнике: Семнадцатая региональная студенческая научная конференция Нижневартовского государственного университета: статьи докладов. — Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2015. С. 287-290. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26791436
  6. Джагаева Т.Е., Гадзаова Л.П., Малиева З.К. Педагогические условия социализации студентов в современном мультикультурном обществе. — Ульяновск: Зебра, 2021. — 73 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46114788
  7. Жесткова Н.А. Методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. № 2 (14). С. 128-136. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19139532
  8. Карлова Е.Н. Динамика ценностных ориентации и установок курсантов военных образовательных организаций // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 5. С. 152-159. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34933095
  9. Менделевич В.Д. Руководство по аддиктологии. — Санкт-Петербург: Речь, 2007. -768 с. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22462575
  10. Романюк С.Н. Бинарно-оппозиционное представление социального инфантилизма и социальной зрелости личности курсантов // Евразийское Научное Объединение. 2019. № 10-6 (56). С. 509-513. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41385886
  11. Романюк С.Н., Демкина Е.В. Процессуально-методические основы профилактики социального инфантилизма обучающихся военных вузов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2020. № 1 (253). С. 58-64. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42976204
  12. Руднева И.А. Развитие социальной зрелости личности в период студенчества / В сборнике: Психология образования в XXI веке: теория и практика. материалы Международной научно-практической конференции: к 80-летию Волгоградского государственного социально-педагогического университета. — Волгоград: Перемена, 2011. — С. 66-67. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25501595
  13. Савицкая М.Т. Социальный инфантилизм как проблема российского общества // Вестник Российского философского общества. 2020. № 1-2 (91-92). С. 104-110. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43127117
  14. Степанищенко О.В. Политический инфантилизм современной молодежи как фактор искажения системы ценностных ориентаций // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 110. С. 168-176. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24114648
  15. Тремаскина Е.В., Кудачкин Д.А. Социальный инфантилизм и социальная зрелость страших школьников в контексте современных психологических исследований // В сборнике: Наука сегодня: Постулаты прошлого и современные теории. Материалы IV международной научно-практической конференции. — Саратов: Центр профессионального менеджмента «Академия Бизнеса», 2016. — С. 50-53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26658739
  16. Хубулова М.Г., Малиева З.К., Чельдиева К.А. Педагогические условия формирования социальной ответственности молодежи. — Ульяновск: Зебра, 2021. — 97 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47317879

Библиографическая ссылка:

Кулакова С.В., Малиева З.К. Проблема социального инфантилизма в психолого-педагогической литературе // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.534-541. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.48