ISSN 2409-7616

Давыденкова А.Г., Карцева А.А., Шабалина А.Е.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТА: ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД

УДК 37.017

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.09

Давыденкова А.Г.1 (Санкт-Петербург, Россия) — ant-daga@mail.ru, Карцева А.А.1 (Санкт-Петербург, Россия) — gasespb@mail.ru, Шабалина А.Е.1 (Санкт-Петербург, Россия) — shabalina@yandex.ru

1Санкт-Петербургский государственный аграрный университет

Аннотация. В статье анализируются ценностные ориентиры социализации личности студента. Процесс образования в вузе рассматривается как важнейший социокультурный институт, формирующий не только профессиональные, но и социально значимые позиции личности. Личностные параметры, которые может обеспечить вуз в современных условиях, понимаются как социальное явление, которое требует своего осмысления в рамках социальной философии. Студенчество рассматривается как особая социальная, культурная и демографическая группа населения страны. В воспитательной деятельности вуза основными направлениями являются: гражданско-патриотическое, нравственное и духовное, воспитание положительного отношения к труду и творчеству, интеллектуальное воспитание, здоровьесберегающее воспитание, социокультурное и медиакультурное воспитание, культуротворческое и эстетическое воспитание. В статье отмечается, что революция в области коммуникаций и информации на рубеже нового тысячелетия привела к стремительным изменениям в технике и коммуникативных технологиях. Основу этих изменений составляют теоретические и практические изыскания в области естественных, математических и инженерных наук. Но научное управление обществом невозможно без той информации, которую вырабатывает теоретическая социология и социальная философия. Важны также основы мировоззренчиских позиций. В информационном обществе повысилась роль образования, информации, управления и организации. В связи с этим должно меняться и отношение общества к образовательной среде. Высшая школа – это не только профессиональная подготовка специалистов, но и самый действенный механизм социализации и инкультурации человека. Изначально замысел высшего образования был связан с необходимостью соответствовать потребностям времени: интеллектуализации, информатизации, социализации, гуманитаризации. Социализация молодого человека как личности профессионально-ориентированной и культурной наиболее очевидно протекает в период перехода от юношества к взрослому состоянию и в рамках высшей школы. И именно широкий спектр гуманитарного знания способствует формированию профессионального подхода к своим задачам у будущих специалистов-граждан своей страны.

Ключевые слова: профессиональное вузовское образование, ценности, ценностные ориентиры, студенчество, идентификация и социализация личности, мировоззренческие основы профессионализма.

Список источников:

  1. Савина А.К. Социализация личности в трактовке ведущих зарубежных научных школ // Школьные технологии. 2017. № 1. С. 38-47. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29257316
  2. Захарова А.А. Теоретико-социологический анализ социального взаимодействия на примере интеракции преподавателя и студентов // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2018. № 9 (25). С. 103-105. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37032047
  3. Алексеенко С.Н., Линченко С.Н., Костылев Комплексный подход к оценке формирования статуса успешного студента в современных условиях социализации личности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 4-1. С. 22-25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28846379
  4.  Jianping S. The theory of bifurcated educational system and its implications for school improvement // International Journal of Leadership in Education. 2020. Vol. 0. P. 1-19. DOI: https://doi.org/10.1080/13603124.2020.1808708 
  5. Cugueró N., Rosanas J.M. Trust under bounded rationality: Competence, value systems, unselfishness and the development of virtue // Intangible Capital. 2019. Vol. 15, No. 1. P. 1-21 DOI: http://dx.doi.org/10.3926/ic.1407
  6. Arroyave F., Redondo A., Dasí A. Student commitment to social responsibility: Systematic literature review, conceptual model, and instrument // Intangible Capital. 2021. Vol. 17, No 1. P. 52-72. DOI: http://dx.doi.org/10.3926/ic.1685
  7. Картошкин А.П., Беляков В.В. Музей технической мысли при освоении дисциплины «Введение в специальность» // КЛЮЧЪ. Философско-общественный альманах Российского общества реалистической философии. 2021. — С. 64-65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46326873
  8. Al Hassani A.A., Wilkins S. Student retention in higher education: the influences of organizational identification and institution reputation on student satisfaction and behaviors // International Journal of Educational Management. 2022. Vol. 36, No. 6. P. 1046-1064. DOI: https://doi.org/10.1108/IJEM-03-2022-0123
  9. Kucharska W., Rebelo T. Transformational leadership for researcher’s innovativeness in the context of tacit knowledge and change adaptability // International Journal of Leadership in Education. 2022. DOI: https://doi.org/10.1080/13603124.2022.2068189
  10. Somuah B.A., Segbenya M., Arhin V. Investigating the interconnectedness among elements of face-to-face tutorials in distance education // International Journal of Educational Management. 2022. Vol. 36, No. 6. P.937-950. DOI: https://doi.org/10.1108/IJEM-09-2021-0369
  11. Joshi M.S. Holistic design of online degree programmes in higher education – a case study from Finland // International Journal of Educational Management. 2022. Vol. 36, No. 1. P. 32-48. DOI: https://doi.org/10.1108/IJEM-12-2020-0588
  12. Равен Д., Ярыгин О.Н., Коростелев А.А. Компетентология: от праксеологии до социокибернетики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 1 (18). С. 167-175. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28997335
  13. Тимофеева Е.В., Косачева Т.А., Клейменова М.Н. Самостоятельная деятельность студентов в системе дистанционного обучения как условие социализации специалиста // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-1. С. 282-285. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44207626   
  14. Sajwani Z.S., Hazzam J., Lahrech A. A strategy tripod perspective on merger effectiveness in the higher education industry: the mediating role of future foresight // International Journal of Educational Management. 2021. Vol. 35, No. 5. P. 925-942. DOI: https://doi.org/10.1108/IJEM-11-2020-0525
  15. Рыбаков С.В., Рябова Е.Л. К вопросу об инновационном компоненте молодежной политике в Российской Федерации // Этносоциум и межнациональная культура. 2019. № 11 (137). С.44-52. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=27809493
  16. Криман А.И. Идея постчеловека: сравнительный анализ трансгуманизма и постгуманизма // Философские науки. 2019. Т. 62, №4. С. 132-147. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39138295

Библиографическая ссылка:

Давыденкова А.Г., Карцева А.А., Шабалина А.Е. Профессиональная социализация студента: ценностный подход // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.98-110. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.09