ISSN 2409-7616

Горлова Н.И., Старовойтова Л.И.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА И КЛЮЧЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

УДК 37.013.43

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.34

Горлова Н.И.1 (Москва, Россия) — gorlovanat@yandex.ru, Старовойтова Л.И.2 (Москва, Россия) — starovojtova@list.ru

1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

2Российский государственный социальный университет

Аннотация. В статье анализируется важнейшая государственно-общественная проблема, касающаяся сохранения культурного наследия России на основе европейского и отечественного опыта. Тема сохранения культурного наследия в современном мире разнопланова, как и опыт ее реализации. Он отличается системным и комплексным подходом в ее решении, с учетом общих и частных методов, традиций и национальных особенностей. В этой связи возникает потребность более предметного знакомства с существующими успешными практиками мирового опыта в реализации политики в области сохранения объектов культурного наследия.  Авторами выявлены и подвергнуты анализу ключевые тенденции и подходы, связанные с сохранением общечеловеческого культурного наследия. Авторы также отмечают, что в настоящее время в России наблюдается рост общественных инициатив среди населения, идет активная консолидация усилий общественных объединений, исполнительных органов государственной власти, бизнес-компаний, средств массовой информации, общественности, что позволяет говорить об актуальности развития институционального подхода к волонтерству в целях содействия эффективной реализации социальной политики. Особо авторы выделяют просветительскую деятельность среди населения в области сохранения объектов отечественного культурного наследия, осознания непреходящей ценности духовной культуры, нравственных идеалов, традиций, как народов Российской Федерации, так и всего мирового сообщества. Результаты проведенного исследования, позволяют говорить о том, что осознание непреходящей ценности духовной культуры, нравственных идеалов, традиций народов Российской Федерации, бережное отношение к объектам культурного наследия- памятникам истории и культуры – залог успешного и мирного развития страны, ее процветания.

Ключевые слова: культурное наследие, охрана культурного наследия, культурная политика, объекты культурного наследия, европейский опыт, отечественный опыт, волонтеры наследия.

Список источников:

  1. Востряков Л.Е. Культурная политика: подходы и концепции западных исследователей // Научные труды СЗАГС. 2011. Т. 2, № 1. С. 42–52. EDN: OEDDFF URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16822206
  2. Гринько И.А. Историко-культурное и природное наследие в воспитательной системе основного общего образования // Этнодиалоги: альманах. 2017. № 2 (53). С. 56–68. EDN: ZOGKKJ URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30354455
  3. Демина С.А. Актуализация образовательного потенциала культурного наследия в современном культурно-образовательном пространстве // Современная педагогика. 2014. № 3. EDN: RZKXZJ URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21359976
  4. Коренная В.С. Факторы реализации потенциала культурного наследия в системе школьного образования // Культурное наследие России.  2020. № 3. С. 47–51. EDN: AQZGJW DOI: 10.34685/HI.2020.30.3.007
  5. Коренная ВС. Методические ориентиры использования культурного и природного наследия в школьных программах // Наследие веков. 2020. № 4. С. 64–71. DOI: 10.36343/SB.2020.24.4.006
  6. Косенко С.И. Политика культуры или культура политики: опыт Франции. — М.: Восток-Запад, 2008. — 239 с. EDN: QOILNR URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19664808
  7. Палий К.Р. Реализация политики в области сохранения материальных объектов культурного наследия: европейский опыт // Управленческое консультирование. 2018. № 12 (120). С. 142-153. EDN: YYHOGD DOI: 10.22394/1726-1139-2018-12-142-153
  8. Шапинская Е.Н. Роль культурного наследия в образовании и воспитании российской молодёжи // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2016. № 4(23). С. 53-61. EDN: XSNXHZ URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28174146 
  9. Юнова А.Н. Превентивные мероприятия в собрании объектов культурного наследия: Европейский опыт // Вопросы музеологии. 2012. № 2(6). С. 133-140. EDN: PRXBVH URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18639471 
  10. Широкорад И.И., Пакунова Т.А., Пакунов О.С. Волонтеры наследия: роль студенческой молодежи в сохранении культурного наследия России // Московский экономический журнал. 2022. № 1. EDN: INFLHN DOI: 10.55186/2413046X_2022_7_1_27
  11. Aikaterini P. Cultural heritage and education. Integrating tour maps in a Bilateral project // European Journal of Geography. 2014. Vol. 5, No. 4. P.67-77.
  12. Ульянова Н.Б. Национальная культура и искусство в становлении и развитии культуры общества // Культура: управление, экономика, право. 2022. № 1. С. 14-16. DOI: 10.18572/2070-2159-2022-1-14-16
  13. Пиляк С.А. Этапы актуализации культурного наследия // Ценности и смыслы. 2022. № 3 (79). С. 51-59. DOI: 10.24412/2071-6427-2022-3-51-59
  14. Прохорова С.Ю., Садыков М.М., Талипова Л.В. Композиция формирования культурного капитала образовательной организации // Методист. 2021. № 5. С. 46-50. EDN: TSQOSS URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46171386
  15. Остапенко И.А. К вопросу о формировании культурно-образовательного пространства вуза (из опыта работы Азово-Черноморского инженерного института) // Педагогика и просвещение. 2020. № 4. С. 18-29. DOI: 10.7256/2454-0676.2020.4.34159

Библиографическая ссылка:

Горлова Н.И., Старовойтова Л.И. Международная практика и ключевые тенденции сохранения культурного наследия // ЦИТИСЭ. 2022. № 3. С.388-398. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.34