ISSN 2409-7616

Варламова Е.Ю.

ПРОЯВЛЕНИЯ ОСОЗНАННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ РОССИЙСКОГО И ИНОСТРАННОГО СТУДЕНТА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

УДК 37.01

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.26

Варламова Е.Ю.1 (Москва, Россия) — ev302@mail.ru

1Московский авиационный институт

Аннотация. Статья обращается к проблеме образовательного влияния на формирование гражданской позиции студента в условиях поликультурной среды вуза. За основу принято положение о том, что основой сформированной гражданской позиции личности является её этнолингвокультурный опыт, который актуализируется в поликультурной среде вуза и оказывает влияние на процессы усвоения иностранного языка и иноязычной культуры студентом. Осознанность личностью своего опыта и особенностей родной национальной культуры определяет поведение личности в межкультурной и профессиональной иноязычной коммуникации. Следовательно, для достижения образовательных целей по подготовке национальных кадров вузу следует ориентироваться на осознанность формируемой гражданской позиции. Целью работы является изучение осознанного отношения студентов к особенностям национальной культуры и выявление проявлений идентификации себя с её носителями. Для достижения цели применен теоретический анализ научных источников и эмпирический метод анкетирования студентов вузов Москвы. Полученные результаты продемонстрировали недостаточную степень осознанности специфики своей национальной культуры студентами, что впоследствии может оказать сове влияние на профессиональные и коммуникативные действия личности как гражданина своей страны. Сформулирован вывод о необходимости образовательного воздействия на процессы формирования осознанной гражданской позиции лингвокультурной личности. Предложена для применения в вузе авторская технология профессиональной языковой подготовки студентов (ПЯПС) в поликультурной среде. Отмеченная технология предполагает реализацию лингвокультурного содержания на основе диалога культур (родной национальной и иноязычной) средствами иностранного языка. Перспективами дальнейшей научной деятельности является развитие содержания данной технологии с учетом специфики её реализации в образовательном процессе по языковой подготовке не только российских, но и иностранных студентов вуза.

Ключевые слова: гражданская позиция, лингвокультурная личность, культура, поликультурная среда, этнолингвокультурный опыт, языковая подготовка.

Список источников:

  1. Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. — М.: Логос, 2005. — 390 с.
  2. Белозерцев Е.П. Культурно-образовательная среда – миф или реальность // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. 2008. № 7. С. 182–189.
  3. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 1994. — 168 с.
  4. Егорычев А.М. ценностные основы воспитания подрастающего поколения в новой России // Профилактика зависимостей. 2019. № 4 (20). С. 8-16. EDN: BYAOHJ URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41478594
  5. Льюис Р. Столкновение культур: путеводитель для всех, кто делает бизнес за границей / пер. с англ. А. Андреева, М. Павловой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 640 с.
  6. Максимова О.Г., Воронцова Н.Б. Формирование у студентов педагогического вуза мотивационно-ценностного отношения к социально-профессиональной деятельности и активной гражданской позиции // Образование и саморазвитие. 2015. № 1(43). С. 35–38. EDN: TMOCGL URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23147744
  7. Mardakhaev L.V., Egorychev A.M., Mallaev D.M. Organizing educational process in higher school on basis of requirements to teacher in polycultural environment // Science for education today. 2019. Vol. 5, issue. 2. P. 23–35. EDN: CWDJFN DOI: 10.15293/2658-6762.1902.02
  8. Мардахаев Л.В. Основы общей, специальной и социальной педагогики. — М., Тула: Тульский государственный педагогический университет, 2007. — 503 с.
  9. Мардахаев Л.В. Социальное здоровье подрастающего поколения и необходимость его формирования // Педагогическое искусство. 2017. № 1. С. 105-110. EDN: ZJAIGB URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30115275
  10. Набок И.Л. Культурно-образовательная среда вуза как фактор модернизации педагогического образования // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 5. С. 15–18. EDN: MMFLMF URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16461762
  11. Раицкая Л.К. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность в информационно-образовательной среде Интернет: дидактическая концепция. — М.: МГОУ, 2012. — 268 с.
  12. Hall E.T. Beyond Culture. – Anchor Books Editions, 1981. — 298 p.
  13. Hofsteade G.J., Pedersen P.B., Hofstede G. Exploring Culture: Exercises, Stories and Synthetic Cultures. — Intercultural Press, a Nicholas Brealey Publishing Company, 2002.
  14. Hofstede G., Hofstede, G.J., Minkov M. Cultures and Organizations: software of the mind: intercultural cooperation and its importance for survival. – 3rd edition. McGraw Hill, 2010. 561 p.
  15. Trompenaars A., Hampden-Turner Ch. Riding the waves of culture: understanding diversity in modern business. – 3rd ed. — McGraw Hill, 2012. — 561 p.
  16. Зейналов Г.Г., Мартынова Е.А., Паулова Ю.Е., Роль социокультурного пространства вуза в формировании гражданской позиции и политической культуры студентов // Перспективы науки. 2022. № 6 (153). С. 153-156. EDN: LYOSRM URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49333012
  17. Мельничук М.В. Воспитательная политика вуза как важнейшее средство реализации концепции национального образования // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022. Т. 12, № S1. С. 84-91. EDN: KUYWHH DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-c-84-91
  18. Глущенко О.П. Формирование гражданской позиции обучающихся вуза с точки зрения федерального государственного образовательного стандарта высшего образования // Педагогика и просвещение. 2021. № 3. С. 51-62. EDN: VGNVRV DOI: 10.7256/2454-0676.2021.3.34410

Библиографическая ссылка: Варламова Е.Ю. Проявления осознанной гражданской позиции российского и иностранного студента в поликультурной среде вуза // ЦИТИСЭ. 2022. № 3. С.292-300. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.26