ISSN 2409-7616

Быков А.К.

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗАХ

УДК 378.1

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.04

Быков А.К.1 (Москва, Россия) — akbikov@mail.ru

1Военный университет им. князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации

Аннотация. В статьекомпетентностный подход обосновывается как основной научный подход при организации образовательного процесса в вузе.  Дается характеристика, раскрываются особенности детерминируемой компетентностным подходом компетентностно-ориентированной технологии обучения в высшем образовании. Особо подчеркивается и обосновывается роль компетентностного подхода как концептуальной основы компетентностно-ориентированной технологии обучения в высшем образовании. В условиях реализации ФГОС ВО 3++ стал более комплексным с позиций профессионально-личностной подготовки студентов перечень формируемых универсальных и общепрофессиональных компетенций, прозрачный вид приобрел комплекс профессиональных компетенций в их привязке к  профессиональным стандартам в содержании образования студентов, что позволило интегрировать требования профессиональных стандартов и ФГОС ВО на уровне образовательных программ будущих специалистов с высшим образованием. В связи с принятием Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» повысились требования к воспитательной работе со студентами. Обоснованы и аргументированы актуальные проблемы при подготовке специалистов по социально-педагогической деятельности с позиций компетентностного подхода в вузах: системное применение компетентностного подхода при проектировании и реализации соответствующих образовательных программ; необходимость качественного проектирования в образовательных программах практической подготовки обучающихся, овладения студентами частными методиками социально-педагогической деятельности; усиление внимания к  качественной отработке фондов оценочных средств, разработке адекватных методов текущей, промежуточной и итоговой аттестации приобретенных компетенций; объективная востребованность применения технологий, форм и методов интерактивного обучения студентов.

Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, компетентностно-ориентированная технология обучения, вуз, высшее образование, образовательный процесс.

Литература:

  1. Абдурахманова Г.Ш., Чулуева М.К. Компетентностный подход в вузе // Вестник Кыргызстана. 2020. №2. С. 81-85. DOI: 10.33514/1694-7711-2020-2-81-85
  2. Андриенко А.С. Компетентностно-ориентированный подход в системе высшего образования: история, современное состояние и перспективы развития: монография. -Чебоксары: Среда, 2018. — 92 с.  DOI: 10.31483/r-22120
  3. Быков А.К., Руденко Ю.С. Компетентностный подход в научно-исследовательской работе магистрантов // Вестник московского университета им. С.Ю. Витте. 2013. №1(2). С. 4-11. EDN: QNLDNX URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19623843
  4. Вильчинская М.А., Волохова С.Г. Компетентностный подходв формировании конкурентоспособности выпускника вуза // Вестник Бурятского государственногго университета. Экономика и менеджмент. 2019. № 3. С. 19-25. DOI: 10.18101/2304-4446-2019-3-19-25
  5. Воспитание и обучение в системе профессиональной подготовки специалистов социальной сферы: коллективная монография / А.М. Егорычев, Т.К. Ростовская, Л.В. Мардахаев, Я.В. Шимановская, др.; под ред. А.М. Егорычева. М.: РГСУ, 2022. — 250 с. ISBN 978-5-7139-1422-6
  6. Егорычев А.М., Ростовская Т.К., Калимжанова Р.Л. Система образования в эпоху глобализации: необходимость управления ее процессами и тенденциями // Молодежь и молодежная политика: новые смыслы и практики / под ред. С.В. Рязанцева, Т.К. Ростовской. — М.: Экон-Информ, 2019. — С. 152-164. EDN: YTWKYH URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36778704
  7. Егорычев А.М., Ростовская Т.К. Перспективы развития профессионального образования в условиях глобализации мирового сообщества // ЦИТИСЭ. 2020. № 1 (27).  C. 55-64. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.05
  8. Елецких И.А. Теоретические аспекты использования компетентностного подхода в формировании содержания и реализации дисциплин по выбору обучающихся в вузе // Вопросы педагогики. 2021. № 2(12). С. 79-82. EDN: GQLETP URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47553999
  9. Иванова Н.Г., Щебляков Е.С. Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе вуза // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. Т.8 (2-2). С. 104-108. DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-104-108
  10. Компетентностный подход в образовательном процессе вуза: проектирование и реализация: коллективная монография; под ред. Ю.С. Руденко, А.К. Быкова.  — М.: Московский Университет имени С.Ю.Витте, 2013. — 210 с.
  11. Краснова Е.Л., Масленникова Н.Н. Компетентностный подход в подготовке учителя в педагогическом вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №1. С. 220-223.  EDN: SLNWBI URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45738764
  12. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Дворникова Е.И. Технологии контекстно-компетентностного обучения в профессиональном образовании // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6(32). С. 92-96. EDN: YNWHPV URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36435691
  13. Лещенко Е.М.., Марар О.И., Потанина И.В. Моделирование системы контроля при компетентностно-ориентированном подходе к образованию // Регион: системы, экономика, управление. 2020. №4 (51). С. 184-190. EDN: NPUODL URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44423502
  14. Лях В.И., Храмов В.Б. Компетентностный подход в образовательном процессе вуза культуры // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №2. С. 187-190. EDN: OVEWTT URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35204290
  15. Попова Н.В. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной направленности бакалавров в процессе компетентностно-ориентированного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 1 (59). С. 290-293. EDN: USDHAZ URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35130082
  16. Профессиональное образование в условиях развития информационного общества: монография / под ред. А.М. Егорычева. — М.: РГСУ, 2020. — 378 с. EDN: HMRZHU URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44828170
  17. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направление развития: коллективная монография // Егорычев А.М., Фомина С.Н., Ростовская Т.К., Мардахаев Л.В., Сизикова, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Изд-во РГСУ, 2019. — 352 с. ISBN: 978-5-7139-1384-7
  18. Романова Е.С. К проблеме дефиниции понятий «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения» в современной педагогической науке // Психология, социология и педагогика. 2016. № 5. С. 27-32. EDN: WCKNLV URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26248908

Библиографическая ссылка:

Быков А.К. Компетентностно-ориентированная технология обучения будущих специалистов по социально-педагогической деятельности в вузах // ЦИТИСЭ. 2022. № 3. С.43-53. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.04