ISSN 2409-7616

Антонова Т.В.

УСТАНОВКИ И ПРАВИЛА КАТЕГОРИИ ВЕЖЛИВОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.48

УДК 37.025.7

Антонова Т.В.1 (Брянск, Россия) — mE-mail: antonova.antonova22041973@yandex.ru

1Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского

Аннотация. Вежливость выступает как одна из наиболее ярких и заметных категорий общения. Ничто так не заметно в процессе общения, как вежливость или невежливость собеседников друг к другу. Любое общество приветствует вежливость своих членов и осуждает невежливость, хотя понятие о том, какие действия и слова являются вежливыми, а какие нет, оказывается национально и даже социально обусловленным. Вежливость является национально-специфической категорией, которую сложно определить однозначно, особенно в межкультурном аспекте, поскольку понимание вежливости у разных народов различно. Многочисленные публикации свидетельствуют об огромном интересе, который вызывает у исследователей данная проблема, а также об отсутствии единства во взглядах на то, как следует определять вежливость, что она собой представляет и каковы механизмы ее действия в разных культурах, какова роль данной категории в учебном диалоге. Указанные положения определили актуальность работы. Цель статьи — теоретически обосновать включение содержательных составляющих категории вежливости в информативный учебный диалог, изложить результаты экспериментальной проверки эффективности разработанной методики, основанной на формировании коммуникативного вклада участника обсуждения с учетом этих речевых составляющих. В виде объекта исследования принимается информативный диалог. Предметом исследования являются содержательные характеристики категории вежливости, позволяющие конструировать информационный диалог. Согласно цели и предмету работы, мы предположили, что работа на практических и семинарских занятиях в вузе будет проходить продуктивно, если в процессе обучения применяются вербальные средства выражения категории вежливости, которые способствуют естественному ведению учебного диалога. Научная новизна исследования предполагает теоретическое обоснование и практическое внедрение элементов категории вежливости в учебный диалог.

Ключевые слова: категория вежливости, межличностные контакты, манера общения, демонстрация своего отношения к собеседнику, учебный диалог, поддержание социального равновесия, регулирование социальной дистанции.

Литература:

  1. Бошкоева Н.Л. Упражнения для обучения говорению // Вестник Бишкекского государственного университета. — 2020. — № 1 (51). — С. 33-35. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44633967
  2. Баткаева К.Т. Развитие навыков говорения на уроках английского языка с помощью технологии «обучение в сотрудничестве» в средней школе // Педагогические науки. — 2021. — № 2 (107). — С. 6-8. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45772942.
  3. Киракосян В.А. Блог-технология как условие и средство развития умений иноязычного говорения в средней школе // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2020. — Т. 5, № 3. — С. 303-309. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42999930
  4. Чаплин Е.В. Когнитивная интерпретация акта говорения (на примере эмоционально-волевых глаголов говорения) // Вестник Московского государственного областного университета. — 2020. — № 1. — С. 55-62. DOI: 10.18384/2310-712x-2020-1-55-62
  5. Чижикова С.Н., Колесникова А.Ю. Использование иллюстрированной наглядности при обучении говорению на иностранном языке // Евразийский союз ученых. — 2020. — № 4-9 (73). — С. 43-48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?Id=44238249
  6. Abdizhalolova Sh.I., Boltaeva D.B. Speaking as a productive skill // NovaInfo.Ru. 2021, — No. 124, — P. 29-30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45580438
  7. Abdualiev T.M., Smanova G.I., Tastemir Sh. The impact of game situations on four areas: listening, reading, writing and speaking // Education and science in Russia and abroad. — 2020 — No. 12 (76). — P. 172-175. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44473756
  8. Betyaev M.A. Basics of learning to speak a foreign language // Globus. — 2020. — No. 7 (53). — P. 19-22. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44063036
  9. Grossman P., Franke M., Kavanagh S. Learning to facilitate discussions: Collaborations in practice-based teacher education // Teaching and Teacher Education. — 2019. — Vol. 81. — P. 97-99. DOI: 10.1016/j.tate.2019.02.002
  10. Gurbanova S., Ahmadova Z. Teaching the English language speaking in higher schools // Scientific news of Academy of physical culture and sport. — 2018. — Vol. 1-1. — P. 28-31. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42939824
  11. Hardman J. Developing and supporting implementation of a dialogic pedagogy in primary schools in England // Teaching and Teacher Education. — 2019. — Vol. 86. DOI: 10.1016/j.tate.2019.102908
  12. Hinojosahttps D.M. Practice what you teach: Onsite coaching and dialogic feedback to promote the appropriation of instructional strategies // Teaching and Teacher Education. — 2022. — Vol. 111. DOI: 10.1016/j.tate.2021.103582
  13. Kasymbekova A.M. The communicative method of teaching speaking // Bulletin of the International University of Kyrgyzstan. — 2021. — No. 1 (42). — P. 68-71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45601176
  14. Kudabayeva P.A., Bayanova Z.M. Peculiarities of the formation of lexical skills in speaking a foreign language // Annali d’Italia. — 2020. — No. 13-2. — P. 39-42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44265205
  15. Marina O.A., Demchenkova O.A. One-minute talk in teaching speaking for specific purposes // Pedagogy and psychology of education. — 2021. — No. 4. — P. 84-100. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47636105
  16. Mykoliv M. Integrated development of speaking and writing competences of prospective university English teachers // Scientific notes of Ternopil National Pedagogical University named after Volodymyr Hnatiuk. — 2020. — No. 1. — P. 154-161. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44329559
  17. Nazarenko I.N. Creative thinking development while teaching English speaking to future software engineers // Current scientific research in the modern world. — 2020. — No. 2-6 (58). — P. 16-18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42802515.
  18. Parker Ch., Bickmore K. Classroom peace circles: Teachers’ professional learning and implementation of restorative dialogue // Teaching and Teacher Education. — 2020. — Vol. 95. DOI: 10.1016/j.tate.2020.103129
  19. Pushkina A.V., Krivoshlykova L.V., Larina E.V. Skype technologies in developing listening and speaking skills when teaching English to tour guides // Perspectives of Science and Education. — 2021. — No. 2 (50). — P. 447-458. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45804558.
  20. Ramis-Conde I., Hope A. Training teachers in maintaining equity in the micro-moments of a mathematical dialogue // Teaching and Teacher Education. — 2020. — Vol. 87. DOI: 10.1016/j.tate.2019.102924
  21. Rapanta Ch. Can teachers implement a student-centered dialogical argumentation method across the curriculum? // Teaching and Teacher Education. — 2021. — Vol. 105. DOI: 10.1016/j.tate.2021.103404
  22. Rasulova N. The difficulties of teaching the English language: speaking and listening // Interscience. — 2020. — No. 20-3 (149). — P. 73-75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42962773
  23. Saidova N.Sh.K., Dalieva M.Kh. Teaching speaking through interactive activities // Young scientist. — 2021. — No. 124.  — P. 41-42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45580447.
  24. Suh, S., Michener, C.J. The preparation of linguistically responsive teachers through dialogic online discussion prompts // Teaching and Teacher Education. — 2019. — Vol. 84. — P. 1-16. DOI: 10.1016/j.tate.2019.04.015
  25. Toshmukhamedova M.S.K., Dalieva M.Kh. Communicative approach in teaching speaking // NovaInfo.Ru. — 2021. — No. 124. — P. 43-44. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45580449

Библиографическая ссылка:

Антонова Т.В. Установки и правила категории вежливости в организации и регулировании учебного диалога // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 2. — С.552-568. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.48