ISSN 2409-7616

Махрина Е.А., Коваль Д.В.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.29

УДК 37.012:159.316.624

Махрина Е.А.1 (Севастополь, Россия) — Е-mail: machrina_lena@mail.ru, Коваль Д.В.2 (Таганрог, Россия) — Е-mail: shinigamy-soul@mail.ru

1Севастопольский государственный университет

2Ростовский государственный экономический университет

Аннотация.В данной статье представлен теоретический анализ современных научных исследований, посвященных психологическим особенностям формирования Интернет-зависимости. Актуальность статьи обусловлена, прежде всего, увеличением количества людей, самых разных возрастных и социальных категорий, подвергшихся Интернет-зависимости. В связи с развитием интернет-пространства, появляются различные стимулы, благодаря которым формируются всё новые виды и формы интернет-зависимостей, что отрицательно отражается на психологических особенностях людей, проблемах их социализации и системы социальной коммуникации. Также автором проведено эмпирическое исследование, результаты которого позволяют говорить о том, что именно психологические особенности конкретного субъекта (личности), обуславливают характер его Интернет-зависимости. Именно индивидуальные психические характеристики человека, побуждают выбирать тот или иной вид интернет-активности, зачастую попадая в ситуацию зависимости. Авторы считают, что несмотря на силу, уровень и вид Интернет- зависимости, в которую попал человек, существует необходимость оказания ему соответствующей помощи и поддержки. Задача специалиста (психолога) работать именно с психическими состояниями, а не с зависимостью. Считаем, что с зависимым типом личности, что-то предпринять уже практически трудно, а психическое состояние субъекта подлежит корректировки. Исходя из результатов настоящего исследования, корректируя агрессию можно минимизировать тягу к компьютерным играм, а корректируя тревожность, снижается потребность в интернет-знакомствах. Практическая значимость результатов проведенного исследования, заключается, во-первых, в увеличении материала эмпирической базы исследований, актуальной для научного современного мира в вопросах, касающихся нейтрализации Интернет-зависимости; во-вторых, в возможности их использования в психолого-педагогической практике, касающейся организации профилактики и коррекции Интернет-зависимости.

Ключевые слова: Интернет, зависимости, интернет-зависимость, виртуальная реальность, виды интернет-зависимости, мотивация, аддикция, воспитание.

Литература:

  1. Алексеевец О.Г. Личностные особенности подростков, склонных к Интернет-аддикции // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. — 2011. — № 5. — С. 185-189. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16344925
  2. Андриеш В.А., Бубнова С.Ю. Игровой тренинг как средство профилактики компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2019. — № 2 (83). — С. 178-180. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41370276
  3. Балонов И.М. Компьютер и подросток. — М. 2002. — С. 32-58. 
  4. Бурова В.А. Социально-психологические аспекты интернет-зависимости [Электронный ресурс]. URL: https://cyberpsy.ru/articles/burova-internet-addiction/   (дата обращения: 17.05.2022).
  5. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред.А.Е. Войскунского. — М.: «Можайск-Терра»,  2000. — С. 100-131 (432 с.). ISBN 5-7542-0074-9
  6. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. — 2004. — № 1. — С. 34-38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17695337
  7. Гребенникова Н.В. Характерологические особенности старших подростков, склонных к компьютерно-игровой зависимости // Научные труды Московского гуманитарного университета. — 2017. — № 3. — С. 4. DOI: 10.17805/trudy.2017.3.4
  8. Грушина А.А. Влияние СМИ на личность подростка / А.А. Грушина, М.В. Данилова // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 162-164. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32336025
  9. Дрепа М.И. Психологическая профилактика интернет-зависимости у студентов. Диссерт… канд. психол. наук: 19.00.07 — педагогическая психология (психологические науки) — Пятигорск, 2010. — 240 c.
  10. Лихван А.В., Мозговая Н.Н. Особенности психологического пространства личности школьников, зависимых от компьютерных игр // Инновационная наука. — 2017. — № 1(2). — С. 193-196. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27723506
  11. Лужкова М.М. Игровая зависимость несовершеннолетних как причина социальной дезадаптации // Вестник науки и образования. — 2019. — № 19-1(73). —  С. 105-109. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41161204
  12. Кулаченко М.П. Психологическое консультирование подростков с компьютерной аддикцией // Norwegian Journal of Development of the International Science. — 2019. — № 26-3. — С. 50-53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36942042
  13. Никитина Л.Н. Формы и методы профилактики психологической зависимости несовершеннолетних от компьютерных игр // Проблемы современного педагогического образования. — 2020 — № 67(2). — С. 96-100. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43150551
  14. Никитина Л.Н. Психологический тренинг как средство профилактики чрезмерного увлечения компьютерными играми // Проблемы современного педагогического образования. — 2020 — № 67(2) — С. 100-103. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43150552
  15. Позднякова В.С. Проблема игровой зависимости среди молодёжи (на примере компьютерных игр) // Научный журнал молодых ученых. — 2016. — № 2(7). — С. 233-236. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27529554
  16. Полякова О.О. Особенности компьютерной игровой активности подростков // Поволжский педагогический вестник. — 2018. — Т. 6, № 1(18). -С. 55-59. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35742976
  17. Репина М.А. Проблема интернет-зависимости среди подростков // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 662-664.
  18. Тихон А.С. Кочиобан А.Б. Негативное влиянии компьютера и интернета на психику и физическое здоровье детей // WEB OF SCHOLAR. — 2020. — № 1(43). —  С. 36-39. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42837848
  19. Шабшин И.И. О психологических особенностях общения в интернете // Московский психотерапевтический журнал. — 2005 — № 1(44). — С. 158-182. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12197980

Библиографическая ссылка:

Махрина Е.А., Коваль Д.В. Психологические особенности формирования различных видов интернет-зависимости // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 2. — С.336-344. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.29