ISSN 2409-7616

Чистов А.А.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.28

УДК 377.111.3

Чистов А.А.1 (Орехово-Зуево, Россия) — E-mail: chistov@ldpk.ru

1Государственный гуманитарно-технологический университет

Аннотация. В статье рассматривается проблема конструирования и дальнейшей работы личностно-ориентированной модели, основанной на сетевом взаимодействии организаций в профессиональной подготовке кадров. Обобщен отечественный опыт по реализации сетевого образования в различных направлениях. Определена проблематика темы сетевого объединения на основе анализа литературы современных отечественных авторов. Выявлены факторы успешности реализации модели профессиональной подготовки в процессе сетевого взаимодействия: добровольное независимое участие каждого образовательного учреждения, заинтересованность всех участников взаимодействия в сообществе, стремление к рациональному использованию всех имеющихся ресурсов, активность инновационной деятельности непосредственно в методиках обучения, целенаправленность, основанная на потребности социально-экономического плана отрасли или региона. Приведена личностно-ориентированная модель, охарактеризованы особенности ее функционирования в условиях профессионального колледжа Московской области. Структурная модель профессиональной подготовки в процессе сетевого взаимодействия ориентирована на прогрессивные направления современной науки и практики, решает поставленные задачи с учетом личностных качеств обучающихся. Особо отмечена необходимость профессиональной подготовки в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, которые безусловно являются основой осуществления профессионального сетевого взаимодействия. Алгоритм моделирования процесса профессиональной подготовки включает целевой, управленческий, содержательный, технологический и результативный блоки. В работе представлены некоторые практические аспекты сетевого взаимодействия компонентов личностно-ориентированной модели и результатов их апробации в условиях Ликино-Дулевского политехнического колледжа. Охарактеризована результативность сетевого взаимодействия в соответствии с сетевым проектированием образовательной среды. Сделан вывод об инновационной роли сетевого взаимодействия, которая состоит в формировании новой парадигмы образовательной системы, где на первое место выходит максимальная свобода выбора каждым обучающимся студентом собственной образовательной траектории.

Ключевые слова: модель, личность, ориентация, профессионал, подготовка, сетевое взаимодействие, образовательная организация, колледж, вуз.

Литература:

  1. Алексахина Н.В., Бойцова Е.Г., Чичев Е.М. Организация образовательного процесса средствами сетевых технологий // Управление качеством образования. — 2014. — № 3. — С. 58-67.
  2. Атлас О.И. Организационные механизмы создания региональной площадки сетевого взаимодействия // Вестник Курганского государственного университета. — 2020. — № 1 (55). — С. 69-72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42944841
  3. Гнатышина Е.В., Базавлуцкая Л.М. Сетевое взаимодействие как фактор современного развития образовательных организаций // Успехи современной науки и образования. — 2016. — Т. 1, № 12. — С. 47-50. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27653933
  4. Гусева Е.Н. Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций с учреждениями дополнительного образования // Профессиональная ориентация. — 2021. — № 2. — С. 32-35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46196260
  5. Корнеев Д.Н., Корнеева Н.Ю. Сетевое взаимодействие как фактор инновационного развития организаций высшего профессионального образования // Сетевое взаимодействие как форма реализации государственной политики в образовании: Всероссийская научно-практич. конф. — Челябинск: СИМАРС, 2015. — С. 51-58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24065427
  6. Лопарева А.А. Тенденции изменений сетевого взаимодействия организаций, изменений педагогического потенциала. Модель сетевого взаимодействия отделения МАН «Интеллект будущего» «Зеленый пилигрим» // Евразийский союз ученых. — 2020. — № 5-8 (74). — С. 35-42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44186563
  7. Слинкина И.Н. Дефиниция сетевого взаимодействия в сфере образования // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 71-2. — С. 333-335. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46430396
  8. Слинкина И.Н., Устинова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия на примере реализации модели «Школа-вуз» // Антология современного образования. — 2021. — № 1 (1). — С. 3-6. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48174739
  9. Суханова Е.А., Зобнина А.А. Образовательный потенциал межорганизационного сетевого взаимодействия (на материале взаимодействия организаций высшего и общего образования) // Педагогический имидж. — 2017. — № 2 (35). — С. 77-85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29898413
  10. Федорова Ч.П. Модель управления качеством производственной практики студентов педагогического колледжа через организацию сетевого взаимодействия // Интернаука. — 2021. — № 5-1 (181). — С. 72-73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44749706
  11. Чистов А.А. Подготовка будущих педагогов к инновационной деятельности в условиях среднего профессионального образования // Инновации в образовании: теория и практика. Сборник научных статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редактор Т.В. Горбунова. — Чебоксары, 2022. — С. 166-170.
  12. Чистов А.А., Тимохина Т.В. Особенности реализации сетевого взаимодействия учреждений среднего профессионального и высшего образования в условиях Московской области // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2021. — № 4. — С. 76-81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47698418
  13. Чучкевич М.М. Основы управления сетевыми организациями. — М.: Институт социологии, 1999. — 37 с. ISBN 5-89697-033-1
  14. Щербакова Н.В. Сетевые взаимодействия в современном мире // Новая реальность: модели и инструменты стабилизации экономики: сб. научных трудов / под ред. В.Г. Шубаевой. — Санкт-Петербург, 2015. — С. 285-290. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26617711
  15. Якушкина М.С. Потенциал сетевого взаимодействия и сетевого проектирования для формирования воспитательного пространства вуза // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. — 2015. — № 4 (39). — С. 9-21. DOI: 10.15382/sturIV201539.9-21

Библиографическая ссылка:

Чистов А.А. Личностно-ориентированная модель профессиональной подготовки в процессе сетевого взаимодействия // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 2. — С.327-335. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.28