ISSN 2409-7616

Дегтярева Е.А.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.22

УДК 378.126

Дегтярева Е.А.1 (Тихорецк, Россия) — E-mail: kondeg@mail.ru

1Кубанский государственный университет

Аннотация. Статья посвящена проблеме построения в вузе педагогического сопровождения инновационной деятельности преподавателей. Актуальность данного исследования обусловлена, во-первых, потребностями общества, экономической сферы, производства и системы высшего образования в преподавателях, понимающих научно-методическую специфику реализации компетентностного подхода в процессе обучения студентов в вузе, готовых и способных использовать образовательные инновации в конкретных условиях вузовской образовательной среды, нацеленных на собственное профессионально-личностное развитие; во-вторых, потребностью в поиске научно-методологических подходов к построению системной работы по  педагогическому сопровождению инновационной деятельности преподавателей вуза; в-третьих, необходимостью выявления комплекса организационно-методических и социально-педагогических направлений деятельности вуза в с целью активизации и повышения эффективности инновационной деятельности преподавателей, что требует поиска условий и средств, способствующих инновационной деятельности преподавателей, разработки методики диагностики компонентов готовности к инновационной деятельности, мониторинга эффективности образовательного процесса вуза в разрезе анализа инновационной деятельности факультетов, кафедр и преподавателей, а также технологий педагогического сопровождения, позволяющих формировать готовность у преподавателей вуза гибко реагировать на инновационные тенденции. Целью данной статьи является научное обоснование и разработка педагогического сопровождения инновационной деятельности преподавателей вуза; объектом – инновационные образовательные процессы в вузе; предметом – основные направления и содержательно-структурные характеристики педагогического сопровождения инновационной деятельности преподавателей вуза. Теоретико-методологическую основу составили труды, посвященные изучению инновационных процессов в образовательной практике, особенностей построения личностно-профессионального развития и саморазвития преподавателя, теории и практики организации педагогического сопровождения научно-педагогических кадров. Новизна полученных результатов заключается в том, что на основе анализа современных требований к образовательным инновациям выработаны концептуальные основания для построения педагогического сопровождения инновационной деятельности преподавателей вуза; представлены содержание, структура, методическое наполнение педагогического сопровождения инновационной деятельности преподавателей вуза; дана характеристика критериально-оценочного аппарата для отслеживания эффективности педагогического сопровождения инновационной деятельности преподавателей вуза.

Ключевые слова: инновационная образовательная деятельность, педагогическое сопровождение, организационно-управленческое и научно-методическое направления, постоянная и мобильные группы временного научно-исследовательского коллектива,  мотивационный критерий подготовленности преподавателя.

Литература:

  1. Авакян И.Б. Оценка готовности преподавателя высшей школы к применению инновационных технологий // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. — 2018. — № 1. — С. 63-78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32785985
  2. Азимбаева Ж.А. Содержание профессионально-педагогической деятельности преподавателя технического вуза в инновационных условиях // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2021. — № 2 (230). — С. 65-70. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46530281
  3. Власов А.Н. Формирование готовности преподавателя военного вуза к инновационной педагогической деятельности // Педагогическая наука и практика. — 2020. — № 3 (29). — С. 25-32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44623862 
  4. Волобуева Т.Б. Открытое пространство онлайн обучения педагогических кадров // Педагогическая перспектива. — 2021. — № 2. — С. 9-16. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46188276
  5. Гавриленко Л.С. Инновационная педагогика: учеб. пособие / Л.С. Гавриленко, В.И. Кутугина, Ю.Л. Лукин. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2019. — 137 с. —
  6. Дегтярева Е.А. Опыт проектного управления инновационной образовательной деятельностью преподавателей вуза // Перспективы науки. — 2020. — № 8(131). — С. 133-136. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44303562
  7. Дегтярева Е.А. Организационно-методическое и социально-педагогическое обеспечение подготовки преподавателей вуза к инновационной образовательной деятельности // Перспективы науки. — 2020. — № 4 (127). — С. 178-180. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43181975
  8. Малышева Н.В. Апробация в сетевой форме модели повышения готовности педагогов к инновационной деятельности // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2016. — № 6 (33). — С. 123-136. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27639154
  9. Пиявский С.А., Савельева Г.П. Деятельность преподавателя при новых формах организации образовательного процесса в инновационном вузе. — Самара: СГАСУ, 2013. — 188 с. ISBN: 978-5-9585-0507-4
  10. Подымова Л.С., Долинская Л. А. Самоутверждение педагогов в инновационной деятельности: монография. — М.: Прометей, 2016. — 208 с. ISBN 978-5-4263-0187-0
  11. Прохорова М.П., Семченко А.А. Инновационная деятельность преподавателя вуза как фактор качества педагогического образования // Вестник Мининского университета. – 2016. — №1-1 (13). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25715363  
  12. Профессионально-педагогическое образование в современных условиях: результаты исследований: монография / Г. М. Романцев [и др.]. — Екатеринбург: РГППУ, 2003. — 67 с. ISBN: 5-8050-0101-2
  13. Руднева Т.И. Инновационная направленность деятельности преподавателя вуза // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. — 2020. — № 2. — С. 107-111. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43313974
  14. Тесликова Н.Н. Инновационная деятельность преподавателя как фактор повышения качества подготовки студентов вуза // Современные тенденции развития образования: компетенции, технологии, кадры: сборник материалов научно-методической конференции. — Рязань: АПиУ ФСИН,  2019. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38591624
  15. Федоров В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика: монография / В. А. Федоров [науч. ред. Г. М. Романцев]. – Екатеринбург: УГППУ, 2001. — 329 с.

Библиографическая ссылка:

Дегтярева Е.А. Педагогическое сопровождение инновационной деятельности преподавателей вуза // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 2. — С.258-267. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.22