ISSN 2409-7616

Мардахаев Л.В.

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.17

УДК 371

Мардахаев Л.В.1 (Москва, Россия) — E-mail: mantissa-m@mail.ru

1Российский государственный социальный университет

Аннотация. Статья посвящена раскрытию сущности и содержания целенаправленного воспитания подрастающего поколения. Раскрываются цели и задачи исследования. Методологическими основаниями исследования явились: личностно-деятельностный, компетентностный, средовый и системный подходы. Раскрывается понимание целенаправленного воспитания, как осознанная деятельность субъекта воспитания по отношению к конкретному воспитаннику. Выделены и охарактеризованы его базовые компоненты: субъект целенаправленного воспитания; цели; прогнозирование и проектирование воспитания; реализация проектирования и оценка результата. Охарактеризованы ситуационность; периодичность и системность в целенаправленном воспитании. Раскрыто понимание осознанности в целенаправленном воспитании со стороны субъекта, а также требования, предъявляемые к субъекту его реализации. Выделены и охарактеризованы основные требования, предъявляемые субъектам (родителям, педагогам) целенаправленного воспитания: деонтологические; образовательная привлекательность; подготовленность к воспитательной деятельности; подготовленность субъекта к воспитательной деятельности; авторитетность; развитость лидерских качеств; личный пример в повседневной жизни и поведении; хорошее знание индивидуальных особенностей воспитанника, его умение чувствовать и понимать состояние воспитанника и ситуацию воспитательного воздействия, а также опыт воспитания. Охарактеризованы особенности непосредственного и опосредованного целенаправленного воспитания. Выделены и охарактеризованы основные этапы технологии (наиболее целесообразной последовательной деятельности воспитателя в интересах достижения прогнозируемой цели. Изложенное позволило выделить основные пути совершенствования целенаправленной воспитательной деятельности субъекта: формирование нравственной (деонтологической) основы личности субъектов; повышение его эрудированности; повышение подготовленности к воспитательной деятельности; развитие навыков познания индивидуальных особенностей воспитанника; повышение авторитетности; развитие лидерских качеств; накопление опыта целенаправленного воспитания. 

Ключевые слова: воспитание; целенаправленное воспитание; субъект воспитания; объект воспитания; технология воспитания.

Литература:

  1. Аширов Д.В., Пастухова Л.С., Турлакова О.Е. Воспитание в высшей школе: поиск современной модели // Ценности и смыслы. — 2021. — № 2(72). — С. 78-94. DOI: 10.24412/2071-6427-2021-2-78-94
  2. Власюк Н.Н. Воспитание и устойчивое развитие общества: монография / Н.Н. Власюк, Т.С. Косенко. — Новосибирск: НГПУ, 2016. — 101 с. ISBN 978-5-00023-981
  3. Волов В.Т. Воспитание и теоретико-методологическое осмысление проблемы национальной идеи // Педагогика. — 2019. — № 4. — С. 49-56. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37392499 
  4. Вырщиков А.Н. Теоретические основы воспитания и социализации в современной школе: монография / А.Н. Вырщиков, И.А. Соловцова, Л.И. Столярчук. — Волгоград: Перемена, 2018. — 168 c. ISBN 978-5-9935-0385-1
  5. Голованов В.П. Гражданско-нравственные и патриотические аспекты дополнительного образования детей в современной России // Воспитание школьников. — 2019. — № 3. — С. 9-15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39175343
  6. Гусакова В. О выборе пути защитника Отечества, духовной стойкости перед вызовами времени и соблазнами общества потребления, готовности к воинской службе // Воспитание школьников. — 2020. — № 6. — С. 51-56. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44779276
  7. Денисенко С.И. Национальное своеобразие современного российского воспитания // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. — 2019. — № 4(833). — С. 41-52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41586516
  8. Дармодехин С.В. Воспитание как приоритетная проблема общества и государства // Акмеология. — 2017. — № 2(62). — С. 34-41. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29447598
  9. Егорычев А.М. Институт воспитания в информационном обществе: сохранение исторической преемственности // Педагогическое образование и наука. — 2021. — № 2. — С. 13-18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46541525
  10. Егорычев А.М. Состояние и развитие воспитания в условиях цифровой трансформации образования // Развитие воспитания в условиях цифровой трансформации образования: матер. Междунар. конф.: XI социально-педагогических Калабалинских чтений (Москва, 26 января 2022 г.) / под ред. Л.В. Мардахаева. — М.: Перспектива, 2022. — С. 27-34 (250 с.) ISBN 978-5-88045-529-4
  11. Киселева Е.В. Педагогическая экспертиза процесса воспитания: монография. — Новосибирск: НГПУ, 2020. — 186 с. ISBN 978-5-00104-589-2
  12. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8-и т. — М.: «Педагогика», 1983-1986.
  13. Мардахаев Л.В. Неформальное, естественное воспитание подрастающего поколения // ЦИТИСЭ. — 2018. — № 3 (16). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36663880
  14. Недосейкина Л.А., Попова Т.В. Как воспитать гражданина и патриота // Начальная школа. — 2020. — № 11. — С. 68-69. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44238275
  15. Образование 2022: Актуальные вопросы теории и практики: сб. ст. Междунар. научно-практич. конф. — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2022. — 102 с. ISBN 978-5-00173-155-9
  16. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития: коллективная монография / А.М. Егорычев, В.В. Сизикова и др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Изд-во РГСУ, 2019. — 352 с. ISBN: 978-5-7139-1384-7
  17. Профессиональное образование в условиях развития информационного общества: контекст профессиональной подготовки специалистов социальной сферы: коллективная монография / А.М. Егорычев, В.В. Сизикова и др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Изд-во РГСУ, 2020. — 378 с. ISBN: 978-5-7139-1404-2
  18. Российская семья и благополучие детей: монография / В.П. Авдеева, О.Н. Бурмыкина, и др.; отв. ред. И.И. Елисеева. — М.: ФНИСЦ РАН, 2021. — 304 с. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-360-7.2021
  19. Селиванова Н.Л. Изменяющаяся теория воспитания: проблемы и перспективы развития: монография / под ред. Н.Л. Селивановой и П.В. Степанова. — М.: Педагогический поиск, 2017. — С. 4-10. ISBN: 978-5-91569-064-5
  20. Сиволобова Н.А. Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи: опыт и инновации: монография. — Ставрополь: СГПИ, 2017. — 136 с. ISBN 978-5-9500789-9-6;
  21. Социальная педагогика в сохранении и развитии социального здоровья подрастающего поколения российского общества: коллективная монография / А.М. Егорычев, В.В. Сизикова и др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Изд-во РГСУ, 2017. -232 с. ISBN 978-5-7139-1336-6
  22. Фролова С.В., Пепеляева С.В., Правдина О.В. Духовно-нравственное воспитание в современной России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 1(2) — С. 275-277. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25372573
  23. Юров И.А. Формирование гражданских и патриотических ценностных ориентаций у молодежи: монография. — М.: Русайнс, 2020. — 132 с. ISBN 978-5-4365-5976-6

Библиографическая ссылка:

Мардахаев Л.В. Целенаправленное воспитание подрастающего поколения // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 2. — С.191-205. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.17