ISSN 2409-7616

Хадикова И.М., Гусова А.А., Бицоева Э.И.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.14

УДК 371.113.1

Хадикова И.М.1 (Владикавказ, Россия) — E-mail: InesaInesa@yandex.ru, Гусова А.А.1 (Владикавказ, Россия) — E-mail: gusova9800@mail.ru, Бицоева Э.И.1 (Владикавказ, Россия) — E-mail: bitsoyeva.ely@mail.ru

1Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова

Аннотация. Статья посвящена исследованию психолого-педагогических аспектов имиджа руководителя современной образовательной организации, который должен совмещать в себя как роль руководителя, так и роль педагога. Формирование профессионального имиджа – трудоемкий процесс и результат самопознания и саморазвития. В развитии имиджа руководителя образовательной организации и индивидуального стиля педагогической деятельности приоритетным считается становление личностного имиджа. В последние годы наблюдается рост проявляемого интереса к методам формирования имиджа руководителя образовательной организации. Между тем, целостной концепции, отвечающей на вопросы благоприятного формирования имиджа руководителя образовательной организации в настоящее время не создано. Законодательная база Российской Федерации не содержит актов, регламентирующих имидж руководителя. Однако, следует заметить, что предпосылки к разработке рекомендаций по формированию профессионального имиджа уже весьма широко представлены в отечественной и зарубежной теоретической литературе. Формирование профессионального имиджа руководителя образовательной организации весьма трудоемкий и сложный процесс. Для его осуществления руководителю необходимо пройти весьма нелегкий путь самопознания и саморазвития. Среди наиболее важных составляющих структуры построения имиджа можно компонент соответствия профессионального образа учителя, руководителя и его личностного внутреннего образа. А также компонент общения с использованием вербальных и невербальных средств и формирование эстетически соответствующего внешнего облика. В статье рассматривается сущность понятий «имидж», «профессиональный имидж» современного руководителя образовательной организации. Актуализируется значимость профессионального имиджа для осуществления успешной деятельности. Анализируются психолого-педагогические аспекты имиджа руководителя образовательной организации, его профессиональные и личностные качества.

Ключевые слова: имидж, профессиональный имидж, имиджелогия, руководитель образовательной организации, мимический имидж, вербальное восприятие, мимический имидж, кинетический имидж, ментальный имидж, самопрезентация.

Литература:

  1. Андреева Ю.В., Липатова А.В. Имидж лидера республиканской элиты и образ Татарстана на страницах федеральной прессы: исторический ракурс // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2018. — Т. 160, № 4. — . 805-813. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39132699
  2. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: учебник: для студентов высших учебных заведений/ И. П. Андриади. — 2-е изд., исправленное и дополненное. — М.: Инфра-М, 2017.- 208.
  3. Бекоева М.И. Проблема формирования способности личности к самореализации в философском, психологическом и педагогическом аспектах. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. — 2015. — № 1 (20). — С. 25-28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23453618
  4. Бех И.Д. Рефлексивно-эксплицитный подход к воспитанию // Сибирский педагогический журнал. — 2012.  — № 9. — С. 152-158. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18486381
  5. Гогицаева О.У. Освоение учителем организационно-управленческих навыков В сборнике: Категория «социального» в современной педагогике и психологии. материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: в 2 частях. Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. — Ульяновск: SIMJET, 2015. — С. 158-162. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23347270
  6. Джиоева А.Р., Ермолаева С.А., Малиева З.К. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: монография. — Ульяновск: Зебра,  2022. — 109 c. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47863862
  7. Имидж преподавателя вуза: структура, технологии, этапы формирования [Электронный ресурс]. – URL: https://lala.lanbook.com/imidzh-prepodavatelya- vuza-struktura-tekhnologii- ehtapy-formirovaniya (Дата обращения 01.04.2022)
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: Уч. пособ. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  9. Нарзикулова Ф.Б. Профессионально-педагогическая направленность, как условие становления профессионального имиджа педагога // Psixologiya. — 2019. — № 4. — С. 193-196. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47286957
  10. От Монтеня до Арагона: пер. с французского. — М.: РАДУГА, 1983. — 256 с.
  11. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: Стратегия, психотехники,  психотехнологии.- М.: Омега-Л, 2007. — 266 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19666197
  12. Перелыгина Е.Б., Савичева Н.А. Развитие имиджа и личностной устойчивости руководителя // Капитал. — 2015. — № 1 (73). — С.51-53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23466385
  13. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. — М.: Эксмо-Пресс 2001, 396 с. ISBN: 5-04-008274-6
  14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2010. — 720 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21551464
  15. Савина Т.Н. Имидж современного педагога и пути его формирования [Электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-      (Дата обращения 01.04.2022)
  16. Столбова Е.А., Цилицкий В.С., Гребенкина Е.Д. Формирование профессионального имиджа будущих педагогов. — Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2017. — 49 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30757673
  17. Челазнова Е.В. Взаимозависимость между креативно-коммуникативными параметрами имиджа руководителя образовательного учреждения и его самооценкой // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. — 2009. — № 2. — С. 108 — 111. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12877016
  18. Шепель В.М. Кто такой имиджмейкер? русская версия // Репутациология. — 2014. — № 1-2 (29-30). — С. 5-9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21480790

Библиографическая ссылка:

Хадикова И.М., Гусова А.А., Бицоева Э.И. Психолого-педагогические аспекты имиджа руководителя современной образовательной организации // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 2. — С.162-171. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.14