ISSN 2409-7616

Николаев Р.А.

ВАЖНОСТЬ «СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ» В ВОЕННЫХ ВУЗАХ РОССИИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.32

УДК 378+159.923

Николаев Р.А.1 (Санкт-Петербург, Россия) — E-mail: ruslan53rus1978@mail.ru

1Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация. В данной статье проведен анализ понятий «сопровождение», «сопровождение военнослужащих», рассмотрена сущность «сопровождения военнослужащих в военных организациях», рассмотрены факторы, указывающие на значимость сопровождение военнослужащих. Проведённая автором работа по изучению степени исследования проблемы позволил сделать вывод о том, что данная проблематика является актуальным объектом и предметом исследования отечественных ученых, но недостаточно исследованной в вопросе подготовки будущих офицеров на современном этапе преобразования и становления войск. Выявлены факторы, определяющие необходимость исследования данной проблемы. Опираясь на актуальные научные источники информации отечественных исследователей, в статье раскрыта значимость сопровождения подготовки будущих офицеров в контексте формирования и развития у них необходимых умений и навыков. В завершении работы автор делает выводы, в которых подчеркивает роль сопровождения в ходе подготовки будущих офицеров, считает, что от эффективной подготовки личного состава, зависит качество выполняемых ими задач. Командир (начальник) должен постоянно следить за складывающейся ситуации в окружающем мире, проводить мониторинг складывающейся в обществе обстановки, выявлять негативные факторы и подвергать их анализу. На основе проведенного анализа, строить систему социально-педагогических действий, направленных, как на минимизацию их влияния на подчиненных, так и на формирование у них соответствующих мировоззренческих позиций, которые находят выражение в их гражданской позиции. Поэтому одной из важных задач, стоящих перед офицерами, занимающимися их военно-профессиональной подготовкой, является формирование у будущих офицеров российской армии, умения адекватного восприятия происходящих в обществе процессов и событий.

Ключевые слова: будущие офицеры, сопровождение военнослужащих, поддержка, воспитание, взаимодействие.

Литература:

  1. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования: диссерт. на соиск. уч. ст. докт. пед. наук / Александрова Екатерина Александровна. — Тюмень, 2006. — 375 с.
  2. Ахмедянов С.А., Веледов М.И., Иванова А.Д., др. Особенности обучения и военно-патриотического воспитания будущих офицеров в учебных военных центрах // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2018. — № 3. — С. 15-18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35087596
  3. Бережнова Л.Н., Богословский В.И. Сопровождение в образовании как технология разрешения проблем развития // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2005. — Т. 5, № 12. — С. 109-123. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12853750
  4. Бойматова Л.М. Проблемы психологического сопровождения военнослужащих и пути их решения // Евразийский союз ученых. — 2015. — № 3-7(12). — С. 71-72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27506946
  5. Бушуев А.Ю. Понятие социально-педагогического сопровождения подготовки военнослужащих в условиях учебного центра // Мир педагогики и психологии. — 2020. — № 4(45). — С. 145-152. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42847466
  6. Демочкин С.В. Модель социально-педагогического сопровождения профессионального становления курсантов военных вузов // Образование и общество. — 2011. — № 2(67). — С. 35-38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18902758
  7. Кежов А.А.  Социально-педагогическое сопровождение процесса формирования карьерной компетентности курсантов образовательных организаций МВД России // Весник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2016. — № 3(71). — С. 163-165. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27257967
  8. Миненко Е.Ю. Некоторые аспекты педагогики высшей военной школы // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 795-797. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25620775
  9. Митрахович В.А. Педагогическое сопровождение формирования профессионализма у военнослужащих контрактной службы // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2011. — № 6(44). — С. 439-445. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17568821
  10. Михайлова Н.Н. Методическое сопровождение учителя физики: специальность 13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования): диссерт. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук / Михайлова Наталья Николаевна. — Санкт-Петербург, 2005. — 308 с.
  11. Нурахметов С.Т. Педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления курсантов военного вуза // Сибирский педагогический журнал. — 2018. — №1. — С. 70-77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32576659
  12. Профессиональное образование в условиях развития информационного общества: контекст профессиональной подготовки специалистов социальной сферы: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, А.Г. Ахтян, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Издательство РГСУ, 2020. — 378 с. ISBN: 978-5-7139-1404-2
  13. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направление развития: коллективная монография // Егорычев А.М., Фомина С.Н., Ростовская Т.К., Мардахаев Л.В., Сизикова, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Изд-во РГСУ, 2019. — 352 с. ISBN: 978-5-7139-1384-7
  14. Тенчурин А.Ю. Педагогическое сопровождение социально-профессиональной адаптации иностранных военнослужащих в военном вузе: диссертация … канд. пед. наук: 13.00.08 / Тенчурин Анатолий Юрьевич. — Челябинск: ЮУГГПУ. 2019. — 225 с.
  15. Тукачева Т.П. Основные результаты педагогического эксперимента по формированию копинг-поведения курсантов военных вузов // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 4. — С. 84.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39251252
  16. Федосеева И.А. К вопросу о сохранении преемственности в воспитании кадета как будущего офицера // ЦИТИСЭ. — 2018. — № 4(17). — С. 9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36709992
  17. Федосеева И.А., Гуща Р.А. Нравственная составляющая — основа формирования профессиональных качеств будущего офицера // Перспективы науки. — 2018. — № 5 (104). — С. 97-101. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35353375
  18. Яковлева Н.О. Сопровождение как педагогическая деятельность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — 2012. — № 4(263).  — С. 46-49.
  19. Ginzburg M.R. The psychological content of personal self-determination // Voprosy psychologii. — 1994. — №. 3. — P. 43-53.
  20. Merzljakova S.V. Model of psychology-pedagogical support of family self-determination development of student’s youth // In the World of Scientific Discoveries, Series A. — 2015. — Vol. 3, №1. — P. 121-134. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27446949

Библиографическая ссылка:

Николаев Р.А. Важность «сопровождения военнослужащих» в военных вузах России // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 1. — С.369-377. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.32