ISSN 2409-7616

Шляпина С.Ф.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ: ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТНОСТИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.49

УДК 37.03

Шляпина С.Ф.1 (Тюмень, Россия) — E-mail: shlyapina.sf@gausz.ru

1Государственный аграрный университет Северного Зауралья

Аннотация. Статья рассматривает особенности профессионального самоопределения студентов первого курса университета ГАУ Северного Зауралья. В частности, такие его аспекты в период оптации как: влияние родителей на выбор траектории обучения, учет своих профессиональных наклонностей, экстернальный или интернальный локус контроля.   Профессиональное самоопределение – сложное психическое явление , включающее такие составляющие как ценностно-мотивационный (ценностные ориентации); когнитивный (представления о различных профессиях, их требованиях, предъявляемых человеку, ПВК, склонностях и возможностях, о различных сторонах своей личности и о себе как потенциальном участнике профессиональной деятельности, знания о требованиях рынка труда); операциональный (умения самопроектирования, локус контроля, способность к рефлексии, творчеству). В сложном процессе профессионального самоопределения участвуют следующие механизмы развития личности: персонализация, рефлексия, стереотипизация.  Очевидно, что эффективность профессионального самоопределения во многом определяется активной позицией субъекта. Между тем, часто на выбор оптанта влияет мнение родителей, отсутствие осознанной ответственности, не учет профессиональных наклонностей в своем выборе. В статье представлены теоретические основы вопроса и практическое исследование оснований для профессионального самоопределения студентов первокурсников ГАУ Северного Зауралья. В качестве методов исследования выступали анализ источников литературы и методы психологической диагностики.  Результаты диагностики показали, что у части респондентов при выборе траектории профессионального обучения не учтены профессиональные склонности их личности, а также экстернальная позиция личности в вопросах осознанности и ответственности за принимаемые решения. По результатам исследования даны рекомендации по активизации профессионального самоопределения студентов.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, оптация, субъектная позиция оптанта, детско-родительские отношения, локус контроля.

Литература:

  1. Гарна А., Морин А.Дж.С. Использование студентами университета мотивационной регуляции в течение одного семестра // Обучение и обучение. — 2021. — Т. 74. Id 101436. DOI: https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2020.101436
  2. Гогицаева О.У., Небежева А.В., Шибзухова Д.А. Детско-родительские отношения и самооценка подростка // Балтийский гуманитарный журнал. — 2018. — №3 (24). — 183-186. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36237892
  3. Горбунова Г. А. Психологическое сопровождение выбора профессии на разных возрастных этапах // Известия Самарского научного центра РАН. — 2011.-   №2-1. — С. 101-105. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16514741
  4. Варданян В.А., Русяев А.П. Сущность и структура готовности к профессиональному самоопределению подростков // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019. — №5. — С.1-7. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41827472
  5. Екимова Е. Ю. К проблеме формирования индивидуальной и социальной субъектности молодежи // Альманах современной науки и образования —  2008. — № 10 (17). — C. 61-63. 
  6. Зеер Э.Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития: монография. — Екатеринбург, 2015. — 193 с.
  7. Игнатьев В.П. Противопоставления и антиномии современной образовательной реальности // Высшее Образование в России. — 2021. — Т. 30(3). — С. 128-141. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-3-87-103
  8. Карлссон, Т., Мурман, К., Нюстрем, С. Путь в возможное будущее — выбор профессионального образования взрослыми учащимися // Призвания и обучение. — 2021. DOI: https://doi.org/10.1007/s12186-021-09280-6
  9. Мещерякова И.Н., Демец Е.Г. Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — №66-4. — С.329-332. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42654692
  10. Митина Л.М. Психология личностного и профессионального развития человека в современном социокультурном пространстве // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. — 2015. — №3 (15). — С.79-86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25449646
  11. Пряжников Н.С., Алмазова О.В., Чурбанова С.М. Профориентология в системе социального волонтерства // Национальный психологический журнал. — 2017. -№1(25). — С. 45-55. DOI: 10.11621/npj.2017.0106
  12. Слесарева Е.А., Михайлова С.Ю., Задохина Н.В. Профессионально-ролевое самоопределение личности // Вестник Московского университета МВД России. — 2019. — №2. — С. 264-268. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37751266
  13. Тахохов Б.А. Педагогическое сопровождение выбора профессии учищимися старших классов // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — №70-1. — С. 282-286. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45738784
  14. Троян И.А., Кравченко Л.А. Современная парадигма и компоненты модернизации высшего образования // Образование и саморазвитие. — 2021. — Т. 16 (3). — С. 100-114. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46683832
  15. Фролова Е.В., Рогач О.В., Рябова Т.М. Цифровизация образования в современном научном дискурсе: новые тенденции и анализ рисков // Европейский журнал современного образования. — 2020. — Т. 9 (2). — С. 331-336. DOI: 10.13187/ejced.2020.2.313     
  16. Чиркина Т., Хавенсон Т., Пинская М., Звягинцев Р. Факторы жизнестойкости студентов, полученные в результате лонгитюдных исследований Timss и Pisa // Проблемы педагогических исследований. — 2020. — Т. 30 (4). — С. 1245-1263.

Библиографическая ссылка:

Шляпина С.Ф. Особенности профессионального самоопределения личности: проблема субъектности // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 4. – С.531-540. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.49