ISSN 2409-7616

Шиндряева И.В., Ковшикова Е.В., Секретева А.В.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОЕДИНКИ» КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.44

УДК 37.013.78

Шиндряева И.В.1 (Волгоград, Россия) — E-mail: i.shindryaeva@yandex.ru, Ковшикова Е.В.1 (Волгоград, Россия) — E-mail: kelenav1@yandex.ru, Секретева А.В.1 (Волгоград, Россия) — E-mail: alina-ts@mail.ru

1Волгоградская академия МВД России

Аннотация. В статье обсуждается роль интерактивных технологий в образовательном процессе высшей школы. Рассматриваются вопросы применения интерактивных методов обучения в развитии коммуникативной компетенции студентов. Уточняются понятия «интерактивный метод», «интерактивное обучение», «коммуникативная компетенция». Репрезентирован опыт использования интерактивного средства «коммуникативные поединки» для формирования и развития коммуникативной компетенции. Перечислены правила и обязательные условия организации интерактивного занятия. Авторы применяли интерактивную технологию «коммуникативные поединки» для оценки их влияния на результативность обучения. В статье представлены примеры игровых ситуаций. Обосновывается необходимость использования интерактивных методов обучения «коммуникативные поединки» для развития коммуникативной компетенции студентов. Эмпирической основой работы являются результаты контент-анализа глубинного интервью. Респонденты: участники интерактивных занятий и эксперты. Результаты эмпирического исследования позволили заключить, что умелое сочетание интерактивной технологии взаимодействия со студентами приводит к повышению положительного мотивационного фона на учебном занятии, возрастает ответственность отдельного студента за результат коллективной, групповой или парной работы. Сделан вывод о том, что вышеназванное средство позволяет улучшить результативность обучения. Приведенный авторами анализ использования интерактивной технологии «коммуникативные поединки» позволил определить и обосновать следующие преимущества его применения в качестве эффективного средства формирования коммуникативной компетенции образовательном процессе высшей школы: развитие навыков аргументированного спора и умений командной работы; совершенствование умений отстаивать свою точку зрения и работать в команде;  умений защищать свою точку зрения, корректно и с уважением относясь к оппоненту, формирование культуры знаний, включая правила, способствующие эффективному поиску, обмену и применению организационных знаний, развитие умения убеждать, реагировать на аргументы и вопросы оппонентов;  совершенствование навыков ораторского искусства на публике; развитие логического и критического мышления; формирование умения работать с информацией в рамках подготовки к поединкам. Все сказанное выше позволяет сделать вывод: «коммуникативные поединки» нужно рассматривать не в узком смысле как самостоятельный метод, а в широком смысле – как педагогическую технологию.

Ключевые слова: студент, преподаватель, образовательный процесс, интерактивные технологии, интерактивное обучение, интерактивные технологии, интерактивные образовательные технологии, коммуникативная компетенция, коммуникативная деятельность, коммуникативные поединки.

Литература:

  1. Алексеева А.Б., Максимова Н.Ю.  Развитие коммуникативной компетенции посредством интерактивных форм организации занятий // Научный альманах. — 2016. — № 4-2 (18). — С. 26-28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26146792
  2. Алмабаева Э.Э. Интерактивные методы обучения как средства развития коммуникативных умений студентов // Научный потенциал. — 2021. — № 2 (33). — С.45-48.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45768383
  3. Батурина А.С., Гайденко Е.Ю., Яблочкова Е.Т. Коммуникативная компетенция и коммуникативное умение: сравнительный анализ терминов // Новая наука: Современное состояние и пути развития. — 2016. — № 5-2. — С.32-35. URL https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25948438
  4. Бухало И.В. Применение интерактивных методов обучения для формирования коммуникативной компетенции студентов // Актуальные научные исследования в современном мире. — 2018. — № 1-6 (33). — С.38-40. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32366569
  5. Быков А.К. Технология развития педагогического мастерства преподавателя высшей школы// ЦИТИСЭ. — 2019. — № 2 (19). — С. .34.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38506004
  6. Быхтина Н.В., Клестова И.А. Интерактивные образовательные технологии как средство развития коммуникативной креативности обучающихся // Инновационная наука. — 2016. — № 2-4. — С. 15-18. URL; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28144260
  7. Горлова Е.А., Полухина М.О., Ершова О.В. Развитие коммуникативных навыков посредством интерактивных технологий // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. — 2020. — № 2 (46). — С. 51-61. DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2020.2.4
  8. Ковшикова Е.В., Архипова Т.Г., Огарков А.А., Шиндряева И.В. Информационно- коммуникативная компетенция гражданских служащих в условиях цифровизации: региональный аспект // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4 (26). — С. 419-433. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.36
  9. Ленская И.Ю., Шиндряева И.В. Формирование профессиональных компетенций и экспектаций у студентов через активные формы и методы обучения // Мир науки. — 2016. — №24. — С. 1-9. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27201957
  10. Лысова О.В., Батухтин И.Ю. Интерактивные технологии обучения как способ формирования коммуникативных универсальных учебных действии // Альманах мировой науки. — 2017. — № 2-2 (17). — С. 26-27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28824222
  11. Николаева Н.А. Формирование коммуникативной толерантности студентов- будущих юристов на основе интерактивного общения // Сибирский педагогический журнал. —  2007. — № 7.  — С. 182-188. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18148548
  12. Полежаева О.Д. Интерактивные технологии как развития управленческой компетентности // Научное мнение. — 2020. — № 7-8. — С. 64-70. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44026298
  13. Сивцева А.Р. Интерактивные технологии как средство формирования коммуникативной компетенции студентов // Мир науки, культуры, образования. — 2007. — № 5 (66). — С. 111-114. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30468820
  14. Ударцева Т.С., Жаксыбаева Г.Д. Интерактивные методы формирования профессионально- коммуникативной компетенции // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2014. — № 6. — С. 76-78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21682108
  15. Хуторная М.Л. Развитие коммуникативных компетенций: интегративный подход // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. — 2014. — № 3 (3). — С. 126-131. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22935936
  16.  Шабалина С.Д. Коммуникативный тренинг как форма интерактивного обучения // Вестник Югорского государственного университета. — 2016. — № 1 (40). — С. 158-161. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26210803
  17. Шиндряева И.В. Высшее профессиональное образование в структуре ценностных экспектаций студенческой молодежи: региональный аспект // Вестник экономики, права и социологии. — 2015. — № 4. — С. 352-355. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25110262
  18. Шиндряева И.В. Повышение мотивации учебной деятельности студентов через активные методы и технологии обучения// Грани познания. — 2016. — №2 (45). — С. 120-123 — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26240684
  19. Яковенко О.В. Интерактивные методы обучения как средство развития коммуникативной компетенции студентов// Вестник Международного института рынка. — 2019. — № 2. — С. 60-64. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41351023
  20. Ярычев Н.У., Дудаев Г.С.-Х. Развитие коммуникативных качеств обучающихся в образовательном процессе средствами интерактивных методов обучения // Гуманитарные науки (г.Ялта). — 2017. — № 3 (39). — С. 85-89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29924189

Библиографическая ссылка:

Шиндряева И.В., Ковшикова Е.В., Секретева А.В. Интерактивная технология «коммуникативные поединки» как эффективное средство формирования коммуникативной компетенции в образовательном процессе высшей школы // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 4. – С.484-493. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.44