ISSN 2409-7616

Бекоева М.И., Писклова М.В.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОУЧИНГ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.31

УДК 378

Бекоева М.И.1 (Владикавказ, Россия) — E-mail: bekoevamarina@mail.ru, Писклова М.В.2 (Москва, Россия) — E-mail: mpisklova85@mail.ru

1Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

2Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

Аннотация. В статье рассматриваются теоретико-методологические основы реализации педагогического коучинга как инновационной образовательной технологии психолого-педагогического сопровождения процесса профессиональной подготовки студентов – будущих специалистов, доказывается тезис о том, что важным условием формирования профессиональных компетенций является совместная деятельность обучающихся и преподавателя, направленная на развитие у студентов способности к самостоятельной творческой работе, организации и проведению научного исследования, разработке и реализации учебных проектов и т.д. Профессиональное становление студентов на основе коучингового подхода в статье рассматривается как целенаправленная организация учебно-познавательного процесса на основе формирования необходимых профессиональных и универсальных компетенций и выстраивания субъект-субъектных взаимоотношений между участниками образовательного процесса для достижения установленных профессиональных целей и эффективного решения учебных задач именно через максимальную мобилизацию внутреннего потенциала обучающегося. В статье обосновываются основные дефиниции, раскрывающие проблему формирования личностной эффективности на основе технологии педагогического коучинга: «коучинг», «педагогический коучинг», «коучинговое сопровождение образовательного процесса», рассматриваемые как условия повышения эффективности взаимодействия педагога и студентов на основе партнерских отношений, стимулирования интереса и потребности учиться, систематического обновления всех аспектов образовательного процесса, придания системе образования личностно-ориентированного и профессионально-направленного характера, выбора тех оптимальных ресурсов, благодаря которым достигается наибольший профессионально-ориентированный эффект. В исследовании обозначены сущностные характеристики, инновационные подходы, основные положения и компоненты психолого-педагогического сопровождения процесса профессиональной подготовки студентов – будущих педагогов на основе коучингового подхода, благодаря которому возможна максимальная индивидуализация обучения, воспитания и социализации обучающихся.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагогический коучинг, личностная эффективность, образовательные технологии, коучинговый подход.

Литература:

  1. Аксенова Т.Н. Коучинг как инструмент создания продуктивной образовательной среды // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2017. — № 4 (28). — С. 136-141. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30773787
  2. Волчегорская Е.Ю., Хабибулина М.Б. Теоретические аспекты коучингового сопровождения профессионального становления студентов педколледжа // Балтийский гуманитарный журнал. — 2020. — Т. 9, № 3 (32). — С. 195-198. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43893756
  3. Гуляев В.Н. Педагогический коучинг в профессиональном образовании студента // Актуальные проблемы и перспективы развития профессионально-педагогического образования студентов / Материалы Международной научно-практической конференции. — Курган: Курганский государственный университет, 2011. — С. 21-26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29890759
  4. Егорова Е.В., Лопатухина Т.А. Смена образовательных парадигм в современном российском образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2017. — № 4 (181). — С. 118-122. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28872350
  5. Ерина И.А., Передерий С.Н. Профессиональная подготовка студентов психологов в условиях вуза: мотивационно-ценностные ориентации // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1 (27). — С. 495-505. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45645459
  6. Кострова Ю.Б., Шибаршина О.Ю. Коучинг как инновационная образовательная технология // Образовательные ресурсы и технологии. — 2019. — № 2 (27). — С. 27-32. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39820170
  7. Лагода В.А., Киселева Л.В. Педагогический коучинг как способ развития творческой самореализации учащихся во внеурочной деятельности // Научный альманах. — 2021. — № 4-1 (78). — С. 178-182. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35179971
  8. Лоренц В.В. Педагогический коучинг как искусство мотивирования обучающихся в структуре личностно ориентированного образования // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития / Материалы X Международной научно-практической конференции. – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. — С. 73-75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35179971
  9. Мельниченко В.В., Студзинский О.Г., Журавлев А.А. Теоретические подходы к изучению феномена «самоэффективность» // Журнал психиатрии и медицинской психологии. — 2017. — № 4 (40). — С. 32-37. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36508421
  10. Мухаметзянова Ф.Г., Панченко О.Л., Хайрутдинов Р.Р. Развитие субъектного потенциала студентов в магистерском образовании // Казанский педагогический журнал. — 2018. — № 4 (129). — С. 76-80. . URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35420949
  11. Петриенко С.Е., Тараканова И.В. Коучинговый подход в процессе обучения // Современные концепции развития науки / Материалы Международной научно-практической конференции. – Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. — С. 89-91. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32621509
  12. Сажина К.П. Организационная культура образовательной организации как фактор развития личностной эффективности педагогов // Вестник ТОГИРРО. — 2016. — № 2 (34). — С. 55-56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26643125
  13. Сорокопуд Ю.В., Уварова Н.Н. Педагогический коучинг как эффективное средство сопровождения одаренных студентов // Практики развития: новые отношения в образовании, их реализация и возможности управления / Материалы XXII научно-практической конференции. – Красноярск: Институт психологии практик развития, 2016. — С. 173-178. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34996891
  14. Темина С.Ю., Портнова Т.А. Ведущие идеи, принципы и направления организации коучинга в образовательном пространстве // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2021. — № 3 (78). — С. 17-22. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46184055
  15. Фирсова С.П. Использование коучингового подхода для создания педагогически безопасной образовательной среды университета // Психологическая безопасность образовательной среды / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Казань:  ООО «Данис», 2016. — С. 289-292. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29020677
  16. Хамидуллина Л.А. Профессиональная и личностная эффективность преподавателя вуза // Результаты фундаментальных и прикладных исследований в России и за рубежом / Материалы Международной научно-практической конференции. – Казань: ООО «Офорт», 2016. — С. 26-28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26764629
  17. Шматова Е.В. Концептуально-теоретическое определение самореализации // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. — 2020. — № 8. — С. 79-81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43994193

Библиографическая ссылка:

Бекоева М.И., Писклова М.В. Педагогический коучинг как эффективная технология повышения личностной эффективности студентов // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 3. – С. 387-395. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.31