ISSN 2409-7616

Сотиева М.Р., Карасев Д.Ю.

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.30

УДК 371

Сотиева М.Р.1 (Цхинвал, Республика Южная Осетия) — E-mail: bekoevamarina@mail.ru, Карасев Д.Ю.2 (Владикавказ, Россия) — E-mail: bekoevamarina@mail.ru

1Юго-Осетинский государственный университет им. А.А. Тибилова

2Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

Аннотация. В условиях глобализации планетарных масштабов всех сфер жизнедеятельности происходит трансформация ценностных ориентаций, приоритетов, мотивов и потребностей. Все эти процессы обусловлены стремительным повышением темпов развития экономики, производства, образования и т.д., которые, в свою очередь, предъявляют высокие требования к модели современного специалиста. Характерными чертами современного работника любой сферы деятельности сегодня выступают: профессиональная мобильность, творческая инициатива, динамизм, высокий уровень конкурентоспособности, конструктивность, самостоятельность и другие, не менее важные профессионально-личностные качества. Происходящие в международном сообществе, в том числе и в нашей стране, перемены особенно отразились на системе образования, так как успешность любой сферы профессиональной деятельности зависит от уровня образования, от приобретенных компетенций студентами – будущими специалистами в период обучения в школе, а далее в образовательных организациях более высокого уровня. Исходя из сказанного, автором статьи затрагиваются вопросы подготовки студентов – будущих преподавателей физической культуры на основе компетентностного подхода, как одного из инновационных подходов в системе высшего образования Республики Южная Осетия. Данная проблема особенно актуальна в РЮО, так как во время продолжительных межнациональных конфликтов в постсоветское время был нанесен существенный ущерб системе образования в данном регионе. По этой причине  все жизненно важные сферы РЮО остро нуждаются в кадрах, которые значительно превосходят среднестатистические показатели образования выпускников как средней, так и высшей школы. Как известно, чтобы успешно справляться со своими трудовыми функциями, работник, в первую очередь, должен владеть хорошим соматическим здоровьем, обобщенными умениями, проявляющимися в умении решать жизненные и профессиональные проблемы, способности к межличностному общению, высоким уровнем информационно-коммуникационной культуры и т.д. В статье доказывается тезис о том, что правильно организованное физическое воспитание способствует формированию таких свойств личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний, творческих инициатив, мобильности и конкурентоспособности.

Ключевые слова: физическая культура, подготовка будущих преподавателей физкультуры, физическое воспитание, компетентностный подход, мобильность.

Литература:

  1. Барахсанов В.П., Филиппов А.В., Мигалкин А.Г. Дидактические электронные средства в региональной системе физкультурного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2018. — Т. 7. № 4 (25). — С. 35-37. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36745341
  2. Бондин В.И., Латышева А.Т., Самыгин С.И. Формирование компетенций преподавателя высшей школы: компетентностная парадигма образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2020. — № 3. — С. 19-22. URL:
  3. Герасимова Т.А. Системный подход в философии и образовании: сущностные характеристики // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. — 2020. — № 1. — С. 101-108. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44144092
  4. Герчак Я.М., Калимулин Р.М., Колесников В.Ю. Особенности модернизации высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 3 (25).-  С. 53-62. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44064960
  5. Годжиев Г.Т., Воробьева И.Н. Подготовка учителей физической культуры в условиях информатизации общества // Инновации в образовании. — 2019. — № 5. — С. 139-144. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37310177
  6. Джуринский П.Б. Профессиональная подготовка будущих учителей физической культуры к здоровьесберегающей деятельности по когнитивному компоненту // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. — 2013. — № 1 (27). — С. 58-65. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22626522
  7. Дубровина Л.А. Системный подход в применении проектного метода в образовании // Психология обучения. — 2020. — № 2. — С. 90-99. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42598363
  8. Зимняя И.А. Компетенция – компетентность: субъектная трансформация // Акмеология. — 2010. — № 2 (34). — С. 47-51. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18046692  
  9. Зорина О.В. Использование психомоторных методов обучения в подготовке будущих учителей физической культуры к инновационной деятельности // Мир науки, культуры, образования. — 2020. — № 1 (80). — С. 75-77. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42507468
  10. Ильина Н.Ф., Ильин А.С., Хохлова Е.Э. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровой трансформации: вектор изменений // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2020. — № 3 (39). — С. 69-73. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44354692
  11. Каримов Р.Р. Развитие профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры по методике педагогики сотрудничества // Образование и саморазвитие. — 2008. — № 4 (10). — С. 69-74. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17909908
  12. Карпенко З.Р. Подготовка специалистов к психолого-педагогическому сопровождению на основе компетентностного подхода // Таврический научный обозреватель. — 2016. — № 2 (7). — С. 109-111. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25721358
  13. Копаев В.П. Компетенция в многолетнем планировании физического воспитания школьников: постановка проблемы // Современное педагогическое образование. — 2020. — № 5. — С. 183-185. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42940309
  14. Панкратович Т. М. Развитие коммуникативной компетентности учителя физической культуры в системе повышения профессиональной квалификации: автореф. дис.. канд. пед. наук.Магнитогорск, 2007. — 20 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15859394
  15. Перегудова Н.В., Похоруков О.Ю., Протопопов Е.В. Специфика использования педагогического моделирования в работе с будущими педагогами по физической культуре // Электронный мультидисциплинарный научный журнал с порталом международных научно-практических конференций Интернетнаука. — 2016. — № 10. — С. 379-390. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27541498
  16. Степанов А.Я., Зобкова Е.В., Полякова Н.Н. Особенности мотивации и практического отношения к здоровому образу жизни современных студентов // Ученые записки. — 2018. — № 2 (26). — С. 58-63. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35132369

Библиографическая ссылка:

Сотиева М.Р., Карасев Д.Ю. Особенности подготовки будущих преподавателей физической культуры на основе компетентностного подхода // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 3. – С. 380-386. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.30