ISSN 2409-7616

Цораева Ф.Н.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННОГО ШКОЛЬНИКА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.15

УДК 371

Цораева Ф.Н.1 (Владикавказ, Россия) — E-mail: abaevafb@mail.ru

1Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова

Аннотация. Статья посвящена исследованию психолого-педагогических особенностей воспитания одаренных обучающихся. Значительную долю ответственности за становление и развитие личности одаренного ученика несет педагог. В статье автор обосновывает тезис о том, что только высококвалифицированный компетентный педагог в состоянии вовремя разглядеть и оценить способности обучающихся в той или иной сфере. Он должен владеть достаточным уровнем знаний об особенностях психологии мышления одаренных детей, характере их проявления и основных направлениях дальнейшего развития. В статье представлены также виды одаренности, определяющие достижение успеха в соответствующем виде деятельности: художественная одаренность, при которой проявляются способности к художественной деятельности, как правило, первоначально на уроках изобразительного искусства или на внеклассных кружковых занятиях; творческая одаренность, которая заключается в проявлении креативности мышления, нестандартности решения поставленных задач; физическая одаренность, отличающаяся высокими достижениями в спорте; социальная одаренность, при которой дети отличаются гибкостью мышления, лидерскими способностями, умением организовывать работу команды; интеллектуальная одаренность, выраженная в высокой академической успеваемости детей, как по отдельным предметам, так и по всем предметам в целом. Очень часто одаренность протекает в скрытой форме, когда учитель по неопытности не замечает уникальные особенности одаренного ученика и не помогает раскрыться его творческому потенциалу, вследствие чего талант «угасает». В заключении делается вывод о том, что для осуществления успешной учебно-воспитательной деятельности при работе с одаренными учащимися, необходимо выявить, к какой группе одаренности относиться каждый из них, учитывать индивидуальные особенности умственного и физического развития; работать на основе индивидуального образовательного маршрута одаренного школьника.

Ключевые слова: воспитание, образование, одаренный ребенок, задатки, способности, классификация форм одаренности.

Литература:

  1. Азизова Л.Х. Инновационная работа с одаренными школьниками в условиях дополнительного образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2013. — №1. — С. 060-068. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18756211
  2. Асадулаева У.М., Хасбулатова А.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками академической одаренности // Вестник Московского института государственного управления и права. — 2016. — № 14. — С. 18-20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26163466
  3. Баймурзаева Ш.Б., Халилова А.С. Исследовательская и проектная деятельность как условие выявления одаренных детей // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. — 2021. — № 4. — С. 73-79. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45777585
  4. Глебова М.В. Проблемы развития детской одаренности в современной образовательной среде // Теория и практика современной науки. — 2017. — № 1 (19). — С. 257-263. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29036641
  5. Журба Н.Н. Детская одаренность как педагогическое понятие // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. — 2010. — № 23 (199). — С. 127-133. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15265679
  6. Зотьева Е.Н., Киселева Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных обучающихся в условиях образовательного учреждения // Теория и практика современной науки. — 2017. — № 6 (24). — С. 1218-1222. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29818389 
  7. Кашапова Л.М., Арасланова А.Т., Набиева Т.В. Развитие детской одаренности обучающихся в образовательной системе «Школа – Вуз» // Педагогический журнал Башкортостана. — 2014. — № 1 (50). — С. 34-43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21560198
  8. Пазухина С.В. Перспективные направления исследования одаренности // Заметки ученого. — 2020. — № 4. — С. 161-165. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43997370 
  9. Рыженькова С.Г. Одаренность школьника: педагогические и психологические аспекты проблемы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2012. — № 4 (8). — С. 12-18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17899156
  10. Савченко С.Л., Федоров О.Г., Шаталовская И.В. Проблемы организации работы с одаренными детьми и их семьями // Социальные отношения. — 2012. — № 2 (5). — С. 71-84. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30549955
  11. Сербина Е.В. Внимание – одаренные дети! // Актуальные проблемы инновационного педагогического образования. — 2019. — № 3. — С. 21-25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41103433
  12. Шопина М.А. Психологические особенности обучения учителей разных специальностей работе с одаренными учащимися // Образование и наука в современных условиях. — 2016. — № 3 (8). — С. 216-218. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26324327
  13. Щипицына А.С. Роль семьи в развитии личности одаренного ребенка // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. — 2020. — № 1. — С. 79-87. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44144089
  14. Юмагужин Д.Р., Набиева Т.В. Факторы, влияющие на развитие одаренности ребенка // Евразийский союз ученых. — 2015. — № 3-2 (12). — С. 9-11. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27497116
  15. Яфальян А.Ф. Одаренность, талант, способности детей: социально-психологические предпосылки развития // Герценовские чтения. Художественное образование ребенка. — 2016. — Т. 2,  № 1. — С. 230-236. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25717516
  16. Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2016/09/29/metodika-izucheniya-udovletvorennosti-uchashchihsya  (дата обращения 18.06.2021)

Библиографическая ссылка:

Цораева Ф.Н. Особенности воспитания и обучения одаренного школьника как психолого-педагогическая проблема // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 3. – С. 177-183. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.15