ISSN 2409-7616

Лукин О.С.

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.14

УДК 379.8

Лукин О.С.1 (Лобня, Россия) — E-mail: oleg-lukin@ya.ru

1ГАУ СО МО «Социально-оздоровительный центр «Лесная поляна»

Аннотация. В детском оздоровительном лагере формируется особое социокультурное пространство, создающее условия для личностного развития, эффективного социального взаимодействия детей и транслирующее важные социальные установки и жизненные ценности. Специфика воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря обусловлена созданием условий для раскрытия социокультурного опыта детей в ситуации их включения в оптимальное социоприродное пространство, социокультурное взаимодействие с педагогами и детьми, различные формы творческой работы, а также за счет отдаления от ставшей привычной, иногда не вполне позитивной среды общения, и это способствует раскрытию личностного потенциала детей. Цель статьи – анализ социокультурного пространства детского оздоровительного лагеря как важного ресурса личностного развития, активизации познания, общения, творческого самовыражения, самоактуализации детей, создания условий для раскрытия их потенциальных возможностей в досуговой сфере. Задачи исследования: проанализировать психолого-педагогический потенциал детского оздоровительного лагеря, специфику организации его социокультурного пространства. Гипотеза исследования: анализ социокультурного пространства детского оздоровительного лагеря создаст условия для оптимизации его оздоровительной, образовательной и воспитательной работы. Методы исследования: анализ, систематизация, обобщение. В процессе работы проанализирован психолого-педагогический потенциал детского оздоровительного лагеря, а также специфика организации его социокультурного пространства. Было установлено, что социокультурное пространство детского оздоровительного лагеря формируется образовательно-оздоровительным и воспитательным сопровождением детей, включающим программы творческого развития и личностной самореализации, самопознания, физического, интеллектуального и духовно-нравственного развития. Важным показателем результативности данного процесса становятся личностные результаты детей, достигнутые ими успехи в различных видах деятельности. Для оптимизации данного процесса важно ориентироваться на конкретные целевые ориентиры деятельности, учитывающие специфические условия детского оздоровительного лагеря.

Ключевые слова: социокультурное пространство, организация отдыха детей, детский оздоровительный лагерь, оздоровительно-образовательная и воспитательная деятельность.

Литература:

  1. Андросова М.И., Леонтьева Т.В., Аксенова И.Е. Социализация подростков в детском оздоровительном лагере // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 61-2. — С. 27-30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36667692
  2. Байбородова Л.В., Симонова Г.И., Харисова И.Г. Педагогические основы деятельности детских оздоровительных лагерей // Ярославский педагогический вестник. — 2019. — № 2(107). — С.8-16. URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38196035
  3. Данилков А.А., Данилкова Н.С. Роль детских лагерей в развитии ребёнка // Народное образование. — 2016. — №2-3 (1455). — C. 105-113. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26578584
  4. Куницына Н.Ю. Социально-культурная деятельность детского оздоровительного лагеря как фактор развития досуговой культуры подростков // Глобальный научный потенциал. — 2011. — №9. — С.5-7. URL: https://elibrary.ru/item.asp?Id=17915121
  5. Кулаченко М.П. Психолого-педагогическое сопровождение временных детских объединении на этапе адаптации к условиям оздоровительно-образовательной организации // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2019. — № 2(83). — С. 260-263.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41370320
  6. Магомедов Т.А., Раджабов Х.Ш. Детский оздоровительный лагерь как среда социализации личности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2015. — №4. — С. 28-32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23998596
  7. Мареева А.С. Дополнительное образование в детском оздоровительном лагере в контексте неформальности и информальности // Мир науки, культуры, образования. — 2019. — № 6(79). — С. 280-283. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41833149
  8. Мугаллимова Н.Н., Чапурин М.Н., Никоноров В.Т.  Особенности организации воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № (68-3). — С.207-210. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44325470
  9. Пак Л.Г., Харитонова Е.В. Образовательно-воспитательный потенциал детского оздоровительного лагеря как средство социализации воспитанников // Современные наукоемкие технологии. — 2017. — № 6. — С.152-156. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29767753
  10. Папуша Е.Н. Особенности формирования адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей // Казанский педагогический журнал. — 2018. — № 6(131). — С. 165-168. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36643824
  11. Подкорытова Ю.В. Детский оздоровительный лагерь как среда социализации личности // Молодежь в науке и культуре XXI века: научные школы: материалы международного научно-творческого форума (научной конференции), 1-2 ноября 2018 г. — Челябинск: ЧГИК, 2018. — С. 222-224. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=36428894
  12. Психолого-педагогические проблемы современного социума: монография / Под ред. Е.А. Левановой, А.В. Мудрика. – М.: МПГУ, 2018. – 298с. ISBN 978-5-4263-0608-0. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36338257
  13. Радевская Н.С., Антонова Т.А., Радевский А.В. Организация летнего детского оздоровительного отдыха в условиях реализации национального проекта «Образование» // Человек и образование. — 2019. — № 4(61). — С. 90-94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42562657
  14. Саенко Л.А., Зритнева Е.И., Платаш Е.Ф.  Социально-педагогические механизмы формирования гражданской идентичности детей и подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря // Kant. — 2019. — № 3(32). — С. 115-120. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40825612
  15. Сорокопуд Ю.В., Марайкова Д.Е., Соловьева С.Н. Организация воспитательной работы в процессе досуговой деятельности детей и молодёжи // Мир науки, культуры, образования. — 2020. № 3. — С.263-265. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43412813
  16. Социокультурные и психолого-педагогические проблемы социализации молодежи: монография / К.А. Абульханова и др. — М.: МПГУ, 2019. — 298с. ISBN 978-5-4263-0820-6. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41372598
  17. Стратий П.В., Глаголева Д.А., Серов А.В.  История возникновения и проектирования детских лагерей отдыха // Architecture and Modern Information Technologies. — 2019. — № 2. — С.122-134. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37618716
  18. Чанилова Н.Г., Полякова Н.А. Исследование лучших практик реализации профильных смен с применением сетевого взаимодействия в детских оздоровительных лагерях саратовской области // Вестник Саратовского областного института развития образования. — 2020. — № (3). — С.122-135. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44181534
  19. Шипова А.В. Средства социализации подростков в детском оздоровительном лагере // Научная мысль. — 2018. — №5. — С. 33-39.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39841922
  20. Kiselev N.N., Kiseleva E.V. Expert review of pedagogical activities at therapeutic recreation camps // Russian Education & Society. — 2015. — Vol.57, № 10. — P. 830-837.  DOI: https://doi.org/10.1080/10609393.2015.1148952
  21. McCole D., Bobilya A J., Holman T., Lindley B. Benefits of Summer Camp: What Do Parents Value? // Journal of Outdoor Recreation, Education, and Leadership. — 2019. — Vol.11. № 3. — P. 239-247. DOI: 10.18666/JOREL-2019-V11-I3-9672
  22. Zumarova M. The Influence of Social Environments on Child Development at the Preschool Age // The International Journal of Early Childhood Learning. — 2014. — Vol. 20 (3). — P.11-19. DOI: https://doi.org/10.18848/2327-7939/CGP/v20i03/48420

Библиографическая ссылка:

Лукин О.С. Социокультурное пространство детского оздоровительного лагеря // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 3. – С. 166-176. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.14