ISSN 2409-7616

Гребенникова В.М., Мальков А.А., Ус О.А.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ГРАЖДАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.11

УДК 37.01

Гребенникова В.М.1 (Краснодар, Россия) — E-mail: vmgrebennikova@mail.ru, Мальков А.А.1 (Краснодар, Россия) — E-mail: goal444@malkov-aleksandr.ru, Ус О.А.1 (Краснодар, Россия) — E-mail: oxi79@yandex.ru

1ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

Аннотация. В статье проанализированы актуальные вопросы воспитания политической культуры подростков и молодежи в рамках системы образования в современных российских условиях. Раскрыта сущность понятия «политическая культура», рассмотрены особенности ее формирования, механизмы выработки, принятия и воспроизведения тех или иных политических ценностей в современных условиях. Выявлены особенности и ценностно-смысловые основания российской политической культуры, ключевые проблемы ее становления, связанные с характером исторического развития. Рассмотрены основные этапы формирования политической культуры в подростковом и юношеском возрасте, факторы, влияющие на этот процесс. Сделан вывод о необходимости повышения роли и ответственности образовательных институтов в вопросе воспитания политической культуры и становления системы политических ценностей молодежи. Определены основные элементы этой деятельности: формирование системы знаний о политической жизни общества и базовых политических представлений, развитие практических навыков обучающихся, включая способность самостоятельной оценки политических явлений и событий, обучение школьников умениям проявлять гражданскую позицию в реальной деятельности. Полученные результаты проведенного исследования позволяют говорить о том, что процесс формирования политической культуры подростков и молодежи в рамках системы образования в современных российских условиях, должен вестись с учетом, как их возрастных особенностей, так и индивидуально-личностных предпочтений. Это достаточно сложный и длительный процесс, однако, как показывает реальная российская социальная практика, такая работа просто необходима. Только системной и целенаправленной работой может быть сформирована нормальная гражданская позиция, а дети, подростки и молодежь будут не только в определенной степени защищены от внешних манипуляций, но и получат прочную основу своего социально-политического развития, основу гражданского самосознания.

Ключевые слова: политическая культура, ценности, социализация, симплификация, политическое сознание, образование.

Литература:

  1. Гаджиев К.С. Политическая наука. — М.: Международные отношения, 1994. — 400 с. ISBN 5-7133-0786-7
  2. Гребенникова В. М., Игнатович В. К. К вопросу о методологическом обосновании социально-педагогической поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка // Педагогика и просвещение. — 2019. — № 3. — С. 75-83.  DOI: 10.7256/2454-0676.2019.3.30517
  3. Гребенникова В.М., Никитина Н. И. Непрерывное образование как культурноисторическая проблема // Вопросы философии. — 2014. — № 4. — С. 79-83. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21564650
  4. Дахин А.Н., Авдющенко В.Ю., Токарев В.А. Патриотическое воспитание: технология и не только // Школьные технологии. — 2020. — №1. — С. 32-40 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42895795
  5. Игнатович В.К. Психологическое пространство-время и базисные культурные сценарии образовательного события // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2018. — Т. 10. — № 4-2. — С. 134-149. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36334866
  6. Кузема Т.Б. Пути формирования политической культуры школьников // E-Scio. — 2021. — № 2 (53). — С.153-159. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44903797
  7. Малинова О.Ю. «Политическая культура» в российском и англо-американском научном дискурсе // Политическая наука. — 2006. — № 3. — С. 7-30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9169191
  8. Мартюшов Л.Н. О природе и сущности патриотизма и задачах патриотического воспитания // Педагогическое образование в России. — 2018. — № 3. — С. 26-24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32718700
  9. Мохин К.С., Лещенко М.В. Влияние группы на человека // Педагогика: история, перспективы. — 2020. — Т. 3. — № 2. — С. 115-124. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43099057
  10. Никитин В.Ю. Патриотизм в процессе формирования политической культуры // Наука. Общество. Оборона. — 2017. — № 1 (10). — С. 6. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28826193
  11. Никитин В.Ю. Патриотизм, политические ориентации и типы политической культуры // Наука. Общество. Оборона. — 2017. — № 2 (11). — С. 3. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28994857
  12. Политическая наука: новые направления / под ред. Р. Гудина, Х-Д. Клингеманна; науч. Ред. русского издания Е.Б. Шестопал. — М.: Вече, 1999. — 332 с. ISBN 5-7838-0441-X 
  13. Рязанов А.В., Морохова Е.И. Политическая культура России: динамика и направленность // Манускрипт. — 2020. — Т. 13, № 1. — С. 154-157. DOI: https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.1.31
  14. Соколова Е.В. Политические субкультуры в структуре политической культуры // Студенческая наука XXI века. — 2016. — № 1-1 (8). — С. 173-175. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25431425
  15. Ус О.А., Мальков А.А. Политическая компетентность как цель подготовки студентов педагогических специальностей // Заметки ученого. — 2021. — № 3-1. — С. 426-433. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44881382
  16. Шестопал Е. Б. Политическая психология. — М.: Инфра-М., 2002. — 448 с. ISBN 5-16-000981-7
  17. Almond G., Verba S. The civic culture: political attitudes and democracy in five countries. — Princeton: Princeton University, 1963. 574 p. ISBN 978-1-4008-7456-9

Библиографическая ссылка:

Гребенникова В.М., Мальков А.А., Ус О.А. Образовательные институты в формировании политической культуры и гражданских ценностей современной российской молодежи: роль и значение // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 3. – С. 128-136. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.11