ISSN 2409-7616

Степкина Л.В.

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.04

УДК 378:006

Степкина Л.В.1 (Москва, Россия) — Е-mail: stepkinal@mail.ru

1Российский государственный социальный университет

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития экономического образования в России. Автором раскрывается взаимосвязь онтогенеза экономического образования и исторического развития страны.  Автор стоит на позиции того, что трансформация экономического образования зависела от общественно-политического развития страны, что не всегда способствовало сохранению традиций и преемственности и влияло на качество подготовки. Проблема повышения качества подготовки специалистов в области экономики в высших учебных заведениях, отвечающих современным вызовам общества, является актуальной задачей, стоящей перед профессиональным сообществом. Цель исследования — это выявление факторов и условий, определяющих повышение качества подготовки специалистов в области экономики. Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе результатов анализа исторического опыта развития экономического образования в России и учета современных требований к качеству реализации образовательных программ, возможна разработка методики совершенствования качества подготовки специалистов в области экономики. Обобщая полученные результаты проведенного исследования, автор делает вывод о том, что становление и развитие экономического образования в России обусловлено особенностями этапов общественно-исторического развития страны, охватывавшего период до революции 1917 года, советского периода и этапа, начавшего в период формирования рыночных отношений после 1991 года. Каждый исторический этап имел свой вектор развития экономического образования, отвечая на запросы своего времени.

Ключевые слова: высшее образование, экономическое образование, подготовка кадров, образовательный стандарт, качество подготовки.

Литература:

  1. Алтунина В.В., Алтунина А.И. Роль образования в экономическом развитии страны // Креативная экономика. — 2019. — Т. 13, № 11. — С. 2159-2168. DOI: 10.18334/ce.13.11.41367
  2. Ащеулов В.А., Обиденко В.И. Эволюция государственных образовательных стандартов высшего образования // Актуальные вопросы образования. 2018. — № 1. – С. 28-33.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35423533
  3. Высшее образование в России: вызовы времени и взгляд в будущее: монография / под ред. Р.М. Нижегородцева и С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 610 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42333080
  4. Говорова Л.Ю. История теории человеческого капитала // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. — 2015. — № 10-5. — С. 69-71. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23939626
  5. Горбашко Е.А. Обеспечение качества образования в устойчивом развитии экономики // Эффективные системы менеджмента — гарантии устойчивого развития. — 2016. — Т. 1, № 5. — С. 7-17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30347628
  6. Гребнев Л.С. Болонский процесс и «четвертое поколение» образовательных стандартов // Высшее образование в России. — 2011. — № 11. — С. 29-41. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17065714
  7. Деонтология специалиста социальной сферы. Учебник / Л.В. Мардахаев, А.М. Егорычев, Я.В. Шимановская; под ред. Л.В. Мардахаева. — М: «КноРус», 2021. — 266 с. ISBN 978-5-406-07052-9
  8. Днепров Э.Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. – изд. 2-е, дополненное. — М.: Мариос, 2011. — 456 с.  ISBN–5–7897–0241–2
  9. Егорычев А.М. Система образования в эпоху глобализации: необходимость управления ее процессами и тенденциями / А.М. Егорычев, Т.К. Ростовская, Р.Л. Калимжанова // Молодежь и молодежная политика: новые смыслы и практики / под ред. С.В. Рязанцева, Т.К. Ростовской, Ю.А. Зубок. — М.: Изд-во «Экон-информ», 2019. — Т. 5. № 1. — С. 152-164. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=36778704
  10. Егорычев А.М. Современная высшая школа: истинные цели и задачи в условиях информационно-технологической эпохи // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2017. — № 3. — С. 108-115. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=30745330
  11. Игнатьев В.П., Алексеева Т.Е., Богушевич И.П. Основные принципы актуализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования // Современные проблемы науки и образования. — 2019.  — № 6. — С. 56. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=42405918
  12. Костриков С.П. Положение о коммерческих учебных заведениях 1896 года // Власть. — 2009. — № 7. — С. 52-55. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=12798062
  13. КостриковС.П.История управленческого образования в России: учебное пособие по дисциплине специализации специальности «Менеджмент организации». Часть первая. XVIII-начало ХХ в. — М.:
    Государственный университет управления, 2009. – 161 с. ISBN 978-5-215-02072-2
  14. Максимцев И.А. Обеспечение качества высшего образования в России: исторические аспекты и перспективы развития. Часть 1 / И.А. Максимцев, Л.С. Измайлова, Е.А. Горбашко // Стандарты и качество. — 2020. — № 10. — С. 98–101. URL: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43992619
  15. Мардахаев Л.В., Никитина Н.И. Современные педагогические парадигмы непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы в университетском комплексе // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. — 2012. — № 2 (24). — С. 146-152. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17875316
  16. Мардахаев Л.В., Варламова Е.Ю. Иноязычная профессиональная компетентность будущего педагога как фактор социализации личности // ЦИТИСЭ. — 2017. — № 2 (11). — C. 12. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29461691
  17. Михайлова А.В. Цифровая и креативная экономика в современном пространстве // Креативная экономика. — 2018. — Т. 12, № 1. — С. 29-42.  DOI: 10.18334/ce.12.1.38783
  18. Пономаренко И.В. Исторический аспект становления и развития бюджетного федерализма в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. — 2016. — № 6 (67). — С. 133-140.  DOI: https://doi.org/10.17803/1994-1471.2016.67.6.133-140
  19. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, А.Г. Ахтян, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Изд-во РГСУ, 2019. — 352 с. ISBN: 978-5-7139-1384-7
  20. Профессиональное образование в условиях развития информационного общества: контекст профессиональной подготовки специалистов социальной сферы: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, А.Г. Ахтян, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Изд-во РГСУ, 2020. — 378 с. — ISBN: 978-5-7139-1404-2
  21. Шишкин М.В., Мисько О.Н. Экономическое образование в России: вчера, сегодня, завтра // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. — 2015. — № 2 (12). — С. 101-104. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23845203
  22. Экономика России. Актуальные проблемы и вызовы: монография / Н.А. Мамедова, И.Г. Ушачев, Ю.Ф. Аношина, др. — М.: Изд-во «Научный консультант», 2017. — 168 с.  ISBN 978-5-6040635-3-8

Библиографическая ссылка:

Степкина Л.В. Исторические аспекты становления экономического образования // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 3. – С. 48-57. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.04