ISSN 2409-7616

Николаев А.В.

ТЕХНОЛОГИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ САМОВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ И УСЛОВИЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.34

УДК 37.01

Николаев А.В.1 (Новосибирск, Россия) — E-mail: aleksei.nikolaev.88@bk.ru

1Новосибирский Государственный педагогический университет

Аннотация. В статье представлена технология стимулирования самовоспитания нравственно-волевых качеств у курсантов военных вузов. Автор стоит на позиции необходимости выбора оптимальных форм, методов, средств стимулирования самовоспитания, способствующих формированию у курсантов нравственно-волевых качеств. Несмотря на рост требований к личностным и индивидуальным качествам курсантов, которые важны для успешного выполнения поставленной им задачи, в настоящее время технология формирования у них нравственно-волевых качеств не выработана. В связи с этим особый интерес представляет проблема разработки такой технологии. Именно воздействие на мотивацию курсантов к осуществлению активной, целеустремленной и систематической работы над собой, способствует формированию нравственно-волевых качеств, выступающих основанием всестороннего развития личности. Цель работы заключалась в разработке технологии, способствующей формирования у курсантов военных вузов нравственно-волевых качеств. Методология работы включает: – теоретические – анализ военной, психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературы; анализ информационных ресурсов сети Интернет по теме исследования; изучение и обобщение сведений; аналогия и сравнение; моделирование; теоретическое обобщение результатов исследования; – эмпирические – изучение и обобщение педагогического опыта; методы опроса (беседа, анкетирование); педагогическое наблюдение; тестирование; педагогический эксперимент; статистические методы обработки экспериментальных данных. Результаты исследования могут быть применены профессорско-преподавательским составом военных вузов с целью формирования у курсантов нравственно-волевых качеств.

Ключевые слова: курсанты, нравственно-волевые качества, самовоспитание, стимулирование, технология.

Литература:     

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 30.04.2021) // Собрании законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 53 (часть I) ст. 7598.
  2. Астафьев А.Н. Самовоспитание курсанта – будущего офицера как педагогическая проблема. // Поволжский педагогический вестник. — 2019. — Т. 7. — № 1 (22). — С. 50-53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38524205
  3. Васильев Б.Ю. Методы формирования морально-волевых качеств у курсантов военных вузов // Профессиональное образование в России и за рубежом — 2017. — 1 (25). – С. 77-83. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28876293
  4. Васильев Б.Ю. Модель формирования морально-волевых качеств у курсантов военных вузов // Высшее образование сегодня — 2017. — №4. — С. 23-26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29144577
  5. Галагузова М.А. Методологические принципы понятийного аппарата в педагогических исследованиях // Педагогическое образование в России. — 2020. — № 1. — С. 28-34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42546521
  6. Даммер М.Д. Роль принципа научности в формировании содержания обучения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. — 2012. — № 4. — С. 30-33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17715190
  7. Ефремов О.Ю. Военная педагогика: учебник для вузов. – 2-е изд. испр. и доп. — СПб.: Питер, 2017. — 640 с.
  8. Котляр В.Н. Структура профессионального самовоспитания обучающихся в системе подготовки специалистов для правоохранительной системы // Научные ведомости белгородского государственного университета. Серия гуманитарные науки. — 2016. — № 14(235). — С. 158-162. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26476217
  9. Милинис О.А. Педагогическая технология развития творческой самореализации курсантов: монография. — Новокузнецк: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, 2020. — 126 с.
  10. Нигматов З.Г. Принцип гуманизма как основополагающий принцип развития современного образования // Филология и культура. — 2004. — № 3. — С. 61-70. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9083327
  11. Овечкин А.Н., Бегун В.И. Научно-практическая деятельность преподавателя высшей военной школы: монография. — М.: МАДИ, 2017. – 170 с.
  12. Петкин А.В. Личностно-ориентированный подход в воспитании курсантов институтов внутренних войск МВД России // Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России: Сборник научных статей VII Международной научно-практической конференции: В 2 частях. – Новосибирск: Издательство: Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2016. — С. 316-320. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25744922
  13. Привалов Н. И. Формирование нравственных ценностей у курсантов военных вузов – Теория и методика профессионального образования: дисс.… канд. пед. наук. – М., 2017. – 248 с.
  14. Рогожникова Р.А., Хусаинов А.Я. Воспитание у курсантов военного вуза дисциплинированности как нравственного качества личности – актуальная проблема современности. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. Народное образование. Педагогика. — 2016. — №12 (142). — С. 107-111. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27707666
  15. Руднева Т.И., Левченко В.В., Соловова Н.В., Стрекалова Н.Б. Методологические подходы к исследованию проблем в области профессиональной педагогики: коллективная монография. — Самара: Изд-во «Самарский университет», 2013. — 164 с.
  16. Рябчиков А.А., Петровская М.В., Зайцев А.В. Культурологический подход к формированию исследовательской культуры курсантов военных вузов // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 5. — С. 1. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41258099
  17. Суслов Д.В., Лопухина Т.Л., Страбыкин А.Г. Развитие профессиональной ответственности курсантов младших курсов военного вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2017. — №1 (25). – С. 111-118. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28876299
  18. Сухоруких В.А. Системный подход к подготовке офицерских кадров ВКС // Наука и образование сегодня. — 2017. — № 12 (23). — С. 81-85. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30683215
  19. Ульянова И.В., Ивсеева И.Г., Борисова Е.В. Самовоспитание курсантов образовательных организаций МВД России как актуальная психолого-педагогическая проблема // Вестник экономической безопасности. — 2018. — № 3. — С. 266-269. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35680992
  20. Чермит К.Д. Предикаты принципа наглядности и качество их реализации в современной педагогике // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2014. — № 4 (146). — С. 90-95. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22976606
  21. Шарухин А.П. Педагогическая модель воспитания мужества у курсантов вузов внутренних войск МВД России и педагогические условия ее реализации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2013. — № 6 (100). — С. 172-176. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19417492
  22. Шевцова С.В. О компетенциях и компетентностном подходе в системе высшего военного образования // Мир образования – образование в мире. — 2018. — № 1 (69). — С. 212-220. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35020606

Библиографическая ссылка:

Николаев А.В. Технология стимулирования самовоспитания нравственно-волевых качеств у курсантов и условия ее реализации // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. – С.356-365. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.34