ISSN 2409-7616

Егорычев А.М., Кононяко Н.С.

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.24

УДК 378.1

Егорычев А.М.1 (Москва, Россия) — E-mail: chelovekcap@mail.ru, Кононяко Н.С.1 (Москва, Россия) — E-mail: natusya.k@list.ru

1Российский государственный социальный университет

Аннотация. Рассматривается проблема важности и необходимости формирования и развития деонтологической культуры у педагогов-воспитателей дошкольной образовательной организации. Определяется её высокая актуальность, связанная, как с наступающей информационно-технологической эпохой, так и требованиями российского общества к повышению педагогической культуры в системе дошкольного образования. Обосновывается необходимость включения в профессиональное совершенствование педагогов-воспитателей дошкольного образования — освоение курса (направления) «Деонтология педагога-воспитателя», в рамках повышения профессиональной квалификации в условиях дополнительного образования. Проводится анализ сущности и содержания понятия «деонтологическая культура»; рассматриваются существующие в научной литературе научные подходы к её пониманию и необходимости формирования деонтологической культуры в системе российского образования; дается высокая оценка деятельности системы дополнительного образования в организации и реализации самых разных образовательных программ. Авторы считают, что именно система российского дополнительного образования, выступает тем звеном, которое обладает необходимыми ресурсами для организации на высоком уровне эффективности профессионального обучения, связанного с развитием деонтологической культуры у педагогов-воспитателей дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: деонтология, деонтологическая культура, педагог-воспитатель, дети-дошкольники, система дополнительного образования.

  1. Аникина Л.Н. О деонтологической готовности к профессиональной деятельности будущего педагога // Международный научно-исследовательский журнал. — 2020. — № 02 (92). — С. 56-58. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.92.2.046
  2. Везеничева А.А. Педагогическая деонтология как способ повышения профессионального становления будущего учителя // Аллея Науки. — 2018. — №8 (24). — С. 708-711. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=36327855
  3. Деонтология профессиональной деятельности специалиста социальной сферы: учебник для студентов высшего и среднего профессионального образования / Л.В. Мардахаев, Я.В. Шимановская; под ред. Л.В. Мардахаева. — М.: Изд-во КНОРУС, 2021. — 266 с. ISBN: 978-5-406-07052-9
  4. Егорычев А.М., Ивоева А.В. Деонтологическая культура специалистов по работе с молодежью как важная профессиональная проблема высшей школы // Ученые записки РГСУ. — 2019. — Т. 18, № 2 (151). — С. 132-139. DOI: 10.17922/2071-5323-2019-18-2-132-139
  5. Ивоева А.В. Формирование деонтологической культуры специалистов по работе с молодежью в процессе их профессиональной подготовки в вузе. Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. Специальность: 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования. — М.: РГСУ. 2020. – 242 с.
  6. Жуковский В.П., Жуковская Н.А. Теоретико-методологические подходы к проблеме развития деонтологической компетентности педагога // Вестник Костромского государственного университета. — 2016. — Т. 22, № 1. — С. 33-66. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25791129
  7. Карпова Т.В. Модель деонтологического поведения как основа формирования личности будущего педагога // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2008. — № 9. — С. 160-163. URL: hhttps://elibrary.ru/item.asp?id=11903294
  8. Караханова Г.А. Формирование деонтологической культуры учителя в системе непрерывного профессионального образования. Диссерт. …докт. пед. наук. — М: РГСУ, 2007. — 410 с.
  9. Кертаева Г.М. Профессионально-этические нормы социальной работы // Основы педагогической деонтологии: учеб. пособ. – Павлодар: Кереку, 2009. — 96 с.
  10. Коблева А.Л. Роль системы дополнительного профессионального образования в развитии профессиональной компетентности педагога с учетом требований профессионального стандарта педагога // Современные наукоемкие технологии. — 2019. — № 4. – С. 113-117. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=37541136
  11. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии: Учеб. пособие для высш. шк. — М.: Наука, 1994. — 190 с. ISBN 5-02-011220-8
  12. Мардахаев Л.В. Деонтологические основы социальной педагогики // Социальная педагогика в первом десятилетии XXI века и перспективы ее развития: материалы XIV Всероссийских социально-педагогических чтений, посвященных 20-летию РГСУ: МАНПО; РГСУ, кафедра социальной и семейной педагогики (25 марта 2011 года) / под ред. Л.В. Мардахаева. — М.: Перспектива, 2011. — С. 11-20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39221289
  13. Усольцева В.В., Шейхова М.С. Роль педагогической практики в формировании деонтологии компетентности будущих педагогов // Современные научные исследования и инновации. — 2018. — № 6 (86). — С. 74. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=35166791
  14. Филатова И.А. Деонтологическая подготовка педагогов-дефектологов в условиях современного образования // Дисс. на соиск. уч. степени докт. пед. наук. Специальность: коррекционная педагогика 13.00.03. – М.: МГПУ, 2012. — 405 с.
  15. Филатова И.А. Деонтологическая компетентность будущих педагогов-дефектологов // Специальное образование. — 2015. — № 2 (38). — С. 105–115. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=23834244
  16. Хентонен А.Г. Оноприева Е.О. Сущность и структура формирования деонтологической культуры у будущих педагогов // Проблемы педагогики. — 2019. — № 3 (42) — С. 66-69. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=38188079
  17. Шавшаева Л.Ю. Особенности подготовки педагогов дошкольного образования в дополнительном профессиональном образовании // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. — 2015. — №2 (5). — С. 28-29. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=23891022
  18. Шеплякова И.А. О специфике деонтологической культуры социального педагога // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. — 2015. — № 5-6. — С. 85-88 URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=24504563
  19. Ямбург Е. Ш. Внедрение профессионального стандарта педагога: необходимость второго шага // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. — № 2. — C. 35–43. DOI: 10.17759/pse.2016210205
  20. Mardakhaev L.V. Deontological culture of social sphere specialists and the need for its formation / A.M. Egorychev, V.V. Sizikova // International Journal of Civil Engineering and Technology (IJCIET). — 2018- Vol. 9, Issue 11. — P. 1781–1788.

Библиографическая ссылка:

Егорычев А.М., Кононяко Н.С. Необходимость развития деонтологической культуры педагогов дошкольной образовательной организации // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. – С.241-250. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.24