ISSN 2409-7616

Быков А.К.

ПРОЕКТНО-ПРОГРАММНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.28

УДК 378.4

Быков А.К.1 (Москва, Россия) — E-mail: akbikov@mail.ru

1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Аннотация. В статье раскрываются три трактовки проектно-программного подхода к развитию дополнительного профессионального образования (ДПО) в университете. Обосновывается и раскрывается структура программы развития структурного подразделения ДПО на среднесрочную перспективу, включающая в себя: миссию, стратегическую цель и задачи развития структурного подразделения ДПО до 2025 года; анализ внутренней среды; анализ внешней среды; основные направления развития структурного подразделения, основные мероприятия по решению задач развития структурного подразделения; целевые показатели реализации Программы развития; прогнозную оценку эффективности Программы развития структурного подразделения ДПО. Осуществляется аргументация основных целевых показателей реализации программы развития: количество обученных слушателей по всем программам ДПО; количество реализованных программ ДПО; поступление средств от оказания услуг ДПО; количество разработанных новых образовательных программ с учетом потребностей рынка труда; количество актуализированных образовательных программ с учетом действующих профессиональных стандартов; количество реализуемых от общей трудоемкости образовательных программ с применением исключительно электронного обучения и ДОТ; заключение соглашений о сотрудничестве, о сетевом взаимодействии при реализации образовательных программ; профессионально-общественная аккредитация программ ДПО. Результаты проведенного исследования позволяют говорить о том, что современная практика развития ДПО в университетах свидетельствует о необходимости стратегического планирования деятельности в среднесрочной перспективе, широкого применения в этих целях проектно-программного подхода.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, проектно-программный подход, программно-целевой подход, программа развития, стратегия развития, университет

Литература:

  1. Андреев А.А. Развитие онлайн-обучения в высшем и дополнительном профессиональном образовании // Ученые записки ИУО РАО. – 2018.- №4(68). – С. 11-14.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38557192
  2. Беляева Л.Н. Стратегии развития системы дополнительного профессионального образования (на примере регионального вуза) // Сибирский педагогический журнал. — 2008. — №7. — С. 341-348. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18086818
  3. Быков А.К. Электронное обучение в дополнительном профессиональном образовании: модели, показатели и пути повышения эффективности // Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в современной высшей технической школе: монография / под ред. Г.В. Бариновой, А.Б. Бакурадзе, др. – М.: Российский университет транспорта (МИИТ), 2018. – С. 131-148.  ISBN: 978-5-7473-0920-3
  4. Быков А.К. Плечева Н.Д. Мониторинг применения моделей электронного повышения квалификации педагогических работников Московской области // ЦИТИСЭ. — 2018. — №1 (14). — С. 29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35217422
  5. Ватолкина Н.Ш. Влияние технологических средств электронного обучения на качество высшего образования / Н.Ш. Ватолкина, Е. А. Горбашко // Primo aspectu. –  2020. – № 2 (42). – С. 50-65. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42990358
  6. Глухова Т.В. Онлайн-курс как эффективный инструмент современного образования / Т.В. Глухова, Л.И. Ефремова // Гуманитарные науки и образование. – 2019. – Т. 10. – № 3 (39). С. 28–38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41287944
  7. Иванов А.А. Стратегическое развитие системы дополнительного профессионального образования инновационного вуза // Экономика, Статистика и Информатика. – 2013. — №2. – С. 37-40. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18978493
  8. Корнева Е.Ю. Механизмы и процедуры обеспечения качества в высшем образовании в контексте реализации европейских подходов / Е.Ю. Корнева, М.А. Измайлова, В.И. Маколов и др. // Интеграция образования. – 2020. – № 3 (100). – С. 377-395. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43980526
  9. Коршунов И.А., Мешкова Т.А., Мирошников М.С. Дополнительное профессиональное образование российских университетов: интеграция в международные рынки // Интеграция образования. – 2018. — Т. 22. — № 4.– С. 612-631. DOI: 10.15507/1991-9468.093.022.201804.612-631
  10. Коршунов И.А., Пешкова В.М., Малкова Н.В.Успешные стратегии реализации программ дополнительного профессионального образования в профессиональных образовательных организациях и вузах // Вопросы образования. — 2019. — №1. —  С. 187-214. DOI 10.17323/1814-9545-2019-1-187-214
  11. Медведева М.К. Стратегия развития системы дополнительного профессионального образования в Северском технологическом институте национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2018. — №3(32). — С. 55-64. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36833437
  12. Парахина О.В. Современные тенденции системы дополнительного профессионального образования в России // Фундаментальные исследования – 2013. — № 6-2. — С. 445-448. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18993086
  13. Прихожан И.А. Управление социальным проектом: Практикум для некоммерческих организаций. – Волгоград: Принт, 2009. — 231 с. ISBN 978-5-94424-127-6
  14. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, Т.К. Ростовская и др.; под ред. А.М. Егорычева.  М.: Изд-во РГСУ, 2019. – 352 с. ISBN: 978-5-7139-1384-7
  15. Профессиональное образование в условиях развития информационного общества: контекст профессиональной подготовки специалистов социальной сферы: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, А.В. Карпунина, др.; под ред. А.М. Егорычева. – М.: Издательство РГСУ, 2020. – 378 с. ISBN 978-5-7139-1404-2
  16. Абрамов А.Г. Система дополнительного профессионального образования Российской Федерации: ключевые статистические показатели по результатам автоматического сбора данных // А.Г. Абрамов, М.Б. Булакина, А.Д. Иванников и др. // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2014. — №1. — С. 133-134. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21151377
  17. Социальная педагогика: теоретико-методологические основы и перспективы развития:коллективная монография / под ред. Л.В. Мардахаева. – М.: Перспектива. 2019. – 304 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37067261
  18. Шилкина А.Т., Филиппова И.В. Современные направления модернизации российского образования и способы повышения его качества // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4. – С.80-89. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.08
  19. Ярославцева Н.В., Разгонов В.Л., Лопуха Т.Л. Парадигма и концепции профессионального воспитания в системе высшего образования // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1. – С. 251-260. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.23

Библиографическая ссылка:

Быков А.К. Проектно-программный подход к развитию дополнительного профессионального образования в университете // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.310-325. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.28