ISSN 2409-7616

Хусейнова А.А.

ВОЗДЕЙСТВИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НЕЗАВИСИМОГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.24

УДК 37.013.77

Хусейнова А.А.1 (Ростов-на-Дону, Россия) — E-mail:nastya.khuseynova@bk.ru

1Донской государственный технический университет

Аннотация. Сегодня как никогда остро стоит вопрос формирования нового качества образования, составной частью которого выступает контроль и аутентичная оценка. Получение объективных оценок о результатах образовательной деятельности в процессе независимого оценивания обеспечивает достоверную обратную связь, создает условия для рефлексии, планирования и самообразования. В статье автором рассматриваются теоретико-методическое обоснование и экспериментальная проверка влияния независимой оценки на учебную деятельность и мотивацию обучающихся. Даются обоснование роли оценки в развитии учебной мотивации; определение значимости результатов независимой оценки для формирования положительно устойчивой учебной мотивации; анализ данных участников оценки по широкому спектру вопросов их отношения к изменению учебной мотивации по результатам контроля. Для формирования положительной и устойчивой мотивации к учебной деятельности важно, чтобы при оценке работы обучающего проводился качественный анализ этой работы, подчеркивались успехи и положительные аспекты в изучении материала и выявлялись причины недостатков, а не только их обнаружение. Качественный анализ результатов обучения должен быть направлен на формирование у учащихся адекватной самооценки достижений и корректировки последующих действий. В статье отмечается отношение участников оценки к независимому оцениванию как к важному инструменту развития учебной мотивации.

Ключевые слова: независимое оценивание, контроль, оценка, анализ, учебная мотивация.

Литература:

  1. Баранова М., Гриценко Е. В конкурентной борьбе за успеваемость // Школьный психолог. – 2017. – №18. URL: http://psy.1september.ru/article.php?id=200701808
  2. Березнева Е.Ю., Крысова Т.И. Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 6-2. – С. 335-338. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23488326
  3. Гнездилова Л., Гнездилов Факторы, влияющие на развитие мотивации обучения студентов в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – 31. – С. 1246-1250. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29216299
  4. Ефремова Н. Ф. Мотивационный аспект независимого оценивания достижений обучающихся // Российский психологический журнал. – 2017. – Т. 14, № 2. – С. 227-244. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29461341
  5. Ефремова Н.Ф., Рыжкин А.А.  Современные измерители знаний (опыт тестирования) // Высшее образование в России. – 2001. – №1. – C. 15-20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9554174
  6. Звягинцева Е. В. Методы изучения познавательных способностей школьников // Народное образование. – 2009. – №4. – С.168-175. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13226152
  7. Игнатьева Е. Ю. Оценивание образовательных результатов школьников как обучающая стратегия // Непрерывное образование: XXI век. – 2018. – №3 (23). – С 71-83. DOI: 10.15393/j5.art.2018.4067
  8. Кудашов В. И. Равочкин Н.Н. Розов Н. С. Идеи и интеллектуалы в потоке истории: макросоциология философии, науки и образования // Вопросы философии. – 2017. – №2. – 212-215. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=28758133
  9. Маркова А. К. Мотивация учения и ее воспитание в школьном возрасте. – М.: Педагогика, 1983. – 65 с.
  10. Опарина Н.М. Адаптивное тестирование. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2017. – 95 с.
  11. Основина Т.Ю. Балльно-рейтинговая система как средство оценки качества образования.  — Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2016. – С. 39-43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27173139
  12. Пинская М. Оценивание — способ повышения эффективности обучения // Управление школой. – 2009. – №3. URL: https://upr.1sept.ru/view_article.php?ID=200900309
  13. Сергеева Е.В., Чандра М.Ю. Современные технологии оценки учебных достижений обучающихся. – Волгоград: ПРИНТ, 2013. – 115 с. URL:
  14. Сосновский Б.А. Психология. – М.: Высшее образование, 2018. – 660 с.
  15. Туртулова Р. В., Мырзаканова Э. А., Аралбекова Д. А.  Формирование положительной учебной мотивации у школьников. — Уфа: Лето, 2015. – C. 146-149. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23358969
  16. Хусейнова А.А., Ковалева С.В. Образовательная эволюция в управлении качеством обучения. – М.: КРЕДО, 2018. – С.331-337. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35470688
  17. Хусейнова А.А., Ковалева С.В. Стандарты психолого-педагогического тестирования // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – № 11. – С. 23-28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36930859
  18. Янченко С.И. Независимый тестовый контроль и его место в системе контроля уровня учебных достижений студентов. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2014. – С.1564-1569. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22431729
  19. Efremova N.F. Huseynova А.А. Shvedova S. The influence of assessment on learning motivation. — Rostov-on-Don: EDP Sciences, 2019. – ID. 04003. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41408036
  20. Graham R. B. Unannounced quizzes raise test scores selectively for mid-range students // Teaching of Psychology. – 1999. – Vol. 26. –  P. 271-273.
  21. Griffin P. Assessment and teaching of 21st century skills: Methods and approach. – 2015. DOI: 10.1007/978-94-017-9395-7
  22. Keller J. M. Motivation, Learning, and Technology: Applying the ARCS-V motivation model // Participatory Educational Research (PER). – 2016. – Vol.3(2). — P. 1-13. DOI: http://dx.doi.org/10.17275/per.16.06.3.2
  23. Pavlova N. Hr. Hybrid motivation in the learning process of pupils // Physical and Mathematical Education. – 2016. – Vol.3(9). – Р. 71-76. URL:
  24. Pikunas J. The effects of weekly testing in the teaching of science // Science Education. – 1965. – № 49. – P. 373-376. DOI: https://doi.org/10.1002/sce.3730490415
  25. Stirling D. Motivation in Education // Aichi Universities English Education Research Journal. – 2013. – Vol.29. – P. 51-72.

Библиографическая ссылка:

Хусейнова А.А. Воздействие результатов независимого оценивания на учебную мотивацию // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.258-266. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.24