ISSN 2409-7616

Шляпина С.Ф.

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.15

УДК 378.046.4

Шляпина С.Ф.1 (Тюмень, Россия) — E-mail: s.f.shlyapina@utmn.ru

1Тюменский государственный университет

Аннотация. Тенденции информацизации и цифровизации отечественного образования требуют расширения квалификации педагогического состава образовательных учреждений всех уровней образования. Одним из условий повышения качества обучения с применением электронного образования и дистанционных образовательных технологий является создание и активное использование в учебном процессе электронных образовательных ресурсов. Педагоги должны быть готовы к разработке качественного учебно-методического обеспечения учебного процесса, реализуемого с применением дистанционных технологий и электронных образовательных технологий. К нему относятся все виды электронных образовательных ресурсов для проведения занятий, организации самостоятельной работы обучающихся, а также для контроля и оценки индивидуальных образовательных результатов.  Внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс обеспечивает повышениеего качества. В статье представлен опыт повышения квалификации педагогов высшего образования в вопросах применения цифровых педагогических технологий. Содержание обучения включало введение в технологии электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий, освоение инструментов создания электронных образовательных ресурсов, модели внедрения смешанного обучения в образовательный процесс, особенности платформ для онлайн обучения и подготовки массовых открытых онлайн курсов. По итогам проведения мероприятий по повышению квалификации научно-педагогических работников университета был проведен анализ удовлетворенностью качеством обучения. В ходе исследования применялся контент-анализ научных публикаций и нормативно-правовых документов, анкетирование. В результате исследования сделаны выводы о необходимости расширения цифровых компетенций научно-педагогических работников для подготовки и использования ими электронных образовательных ресурсов в качестве учебно-методического обеспечения учебного процесса. Это снижает уровень скептического отношения к применению дистанционных технологий и электронного обучения для решения широкого спектра педагогических задач, повышает качество обучения в целом.

Ключевые слова: информатизация образовательной среды, электронное обучение, электронный образовательный ресурс, цифровое обучение педагогов, высшее образование, повышение квалификации педагогических кадров.

Литература:

  1. Виштак О. В., Кондратов Д. В. Комплексный подход к созданию электронных образовательных ресурсов // Universum: психология и образование. — 2014. — №2 (3). – C.7. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21141787
  2. Семеновских Т.В. Технологии e-learning обучения в проектировании электронных учебников по гуманитарным дисциплинам // Интернет-журнал «Науковедение». — 2014. — №6. – С.1-14. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23455768
  3. Катханова Ю.Ф. Электронные образовательные ресурсы от разработки до применения // Символ науки. — 2016. — № 8-2. – C. 117-120. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26529740
  4. Четвертакова С. Н. Роль электронных образовательных ресурсов в преподавании информатики в школе // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 61-2. — С.378-380. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36511040
  5. Заславская О.Ю. Принципы формирования содержания образовательного электронного ресурса // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. — 2017. – Т.14, №3. — C.309-316. DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2017-14-3-309-316
  6. Краснова Г.А., Можаева Г.В. Электронное образование в эпоху цифровой трансформации. Томск: Издательский дом Томского государственного университета, 2019. – 200c. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38596945
  7. Зайцева О.В. Формирование электронных образовательных ресурсов // Образовательные ресурсы и технологии. — 2016, — №4(16). — С. 21-27. DOI: 10.21777/2312-5500-2016-4-21-27
  8. Закиева Р.Р. Образовательный менеджмент // Профессиональное образование в современном мире. — 2018. — Т. 8, № 2. — С.1836-1843. DOI: 10.15372/PEMW20180211
  9. Ибрагимова Л.А., Скобелева И.Е. Электронные образовательные ресурсы как важный элемент обеспечения качественной подготовки будущих специалистов среднего звена // Вестник Нижневартовского государственного университета. — 2017. — №3. — С. 16-20. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30029443
  10. Варианты включения дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в учебный процесс вуза // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — №5. — С. 311. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30458114
  11. Беленкова И.В. Технологии разработки современных электронных учебников и их использование в условиях ФГОС // Электронный научный журнал «Наука и перспективы». – 2016. — №3. – С. 64-71. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26489513
  12. Муцурова З.М. Сущность и классификация электронных образовательный ресурсов // Мир науки, культуры и образования. — 2015. — №2 (51). — С. 221-223. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23737151
  13. Бухова Н.В. Электронные образовательные ресурсы в условиях цифровизации образовательной среды // Наука, образование и экспериментальное проектирование. — 2020. — №1. — С.89-92.
  14. Хадиуллина Р.Р., Галимов А.М. Электронная информационно-образовательная среда вуза как инструмент повышения качества образовательного процесса // Вестник Томского государственного университета.  — 2019.  — №443.  — С.241-254. DOI: 10.17223/15617793/443/29
  15. Шляпина С.Ф. Технологии электронного обучения в высшей школе// Сибирский учитель. — 2016.  — № 3 (106). — С. 12-15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27156128

Библиографическая ссылка:

Шляпина С.Ф. Повышение качества учебно-методического обеспечения учебного процесса через повышение квалификации научно-педагогических работников // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.163-172. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.15