ISSN 2409-7616

Джусоева К.Г., Чибирова А.Х.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ, ВХОДЯЩИХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.04

УДК 371.13

Джусоева К.Г.1 (Владикавказ, Россия) — E-mail: dzhusoeva55@inbox.ru, Чибирова А.Х.2 (Цхинвал, Республика Южная Осетия) — E-mail: dzhusoeva55@inbox.ru

1Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

2Юго-Осетинский государственный университет имени А.А. Тибилова

Аннотация. Статья посвящена анализу и описанию специфики формирования профессиональной компетентности студентов – будущих учителей начальных классов как условия реализации трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». В связи с переходом на новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО), а также внедрением в общеобразовательную школу соответствующих стандартов нового поколения, требования к компетентности выпускника вуза педагогического направления подготовки, и, соответственно к профессиональной деятельности учителя, существенно изменились. Специфической особенностью профессиональной деятельности учителя начальных классов является то, что она не может быть представлена в виде строгой алгоритмизации, так как ежедневная работа педагога направлена на педагогический поиск новых решений учебно-воспитательных задач. Особенно это касается педагогической деятельности учителя начальных классов, так как именно данный период считается наиболее благоприятным для выстраивания учебно-воспитательной деятельности не только как процесса усвоения универсальных учебных действий, составляющих основу познавательной деятельности обучающихся, но и как процесс формирования их личностных качеств, включения каждого ученика в материальную и информационную образовательную среду школы. Учитывая современные требования рынка труда к профессиональной педагогической компетентности, необходимо отметить, что главной целью деятельности учителя начальных классов является достижение планируемых результатов начального общего образования, а именно: личностных, метапредметных и предметных. Данная цель реализуется на основе функциональной карты вида профессиональной деятельности, представленной в профессиональном стандарте.

Ключевые слова: педагогическая компетентность, профессиональный стандарт, учитель начальных классов, универсальные компетенции.

Литература:

  1. Баранова Е.В., Лаптев В.В., Симонова И.В. Педагогическая компетентность магистров информационных технологий // Профессиональное образование. Столица. — 2011. — № 11. — С. 8-11. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17239003
  2. Быков А.К. Педагогическая техника преподавателя вуза как образовательный феномен // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5 (22). — С. 302-315. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42327453
  3. Варламова Е.Ю. Принцип лингвокультурности обучения как основа профессионального и личностного развития будущих педагогов в вузе // ЦИТИСЭ. — 2018. — № 4 (17). — С. 6. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36709989
  4. Виноградов В.Л., Талышева И.А., Пегова Х.Р. Группировка факторов эффективности работы учителя // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 2 (24). — С. 113-122. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43167307
  5. Волобуева Е.В. Формирование компонентов коммуникативной компетентности у студентов в процессе педагогической практики // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 62-2. — С. 276-280. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37003530
  6. Елагина В.С., Немудрая Е.Ю., Балакина Л.Л. Формирование профессионально-педагогической компетентности студентов педагогического вуза в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения // Фундаментальные исследования. — 2011. — № 8-1. — С. 27-31. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16372688
  7. Иванушкина Н.В. Формирование психолого-педагогической компетентности студентов-математиков // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. — 2019. — Т. 25, № 1. — С. 70-75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37753096
  8. Махмудова Р.Н. Педагогические условия формирования профессиональной готовности педагога к межнациональному общению с учащимися // Среднее профессиональное образование. — 2012.  — № 9. — С. 15-16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17993638
  9. Оринина Л.В., Самарокова И.В., Кашуба И.В. Формирование психолого-педагогической компетентности студентов вуза средствами тренинговой работы // Перспективы науки и образования. — 2019. — № 1 (37). — С. 316-326. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36996166
  10. Прилипко Е.В. Оценочная деятельность преподавателя в компетентностной парадигме: формирование осознанной компетентности // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2017. — № 1. — С. 30-35. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28911903
  11. Селюков Р.В. Модель формирования оценочной компетенции будущих педагогов в процессе дуального обучения // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. — 2019. — № 2. — С. 66-74. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38250352
  12. Тупичкина Е.А. Особенности подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к работе в дошкольной образовательной организации // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 4 (21). — С. 65-71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41385107
  13. Хакимова Е.К. Организационно-педагогическая модель формирования эмоциональной компетентности у психологов образования // Образование и саморазвитие. — 2015.-  № 4 (46). — С. 15-19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25337245
  14. Шпиталевская Г.Р. Мотивационный компонент как составляющая подготовки будущих учителей начальных классов к формированию общекультурной компетентности младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. — 2017. — № 54-1. — С. 300-306. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28435800
  15. Янченко И.В. Обогащение содержания профессионального образования в контексте формирования карьерной компетентности студентов // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 4. — С. 200. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20848297
  16. Ярославцева Н.В. Современное российское образование и образовательные услуги // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 3 (20). — С. 28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39135347

Библиографическая ссылка:

Джусоева К.Г., Чибирова А.Х. Формирование профессиональной компетентности студентов как условие реализации трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.47-54. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.04