ISSN 2409-7616

Манин А.А., Поляков Е.А., Садыков И.М.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.07

Манин Андрей Анатольевич — старший преподаватель, Новосибирское высшее военное командное училище, Новосибирск, Россия, SPIN-код: 2563-3878, Е-mail: aam101278@yandex.ru

Поляков Евгений Александрович —старший преподаватель, Новосибирское высшее военное командное училище, Новосибирск, Россия, Е-mail: mongol-nsk@yandex.ru

Садыков Ильфат Мухарлямович —заместитель начальника, Новосибирское высшее военное командное училище, Новосибирск, Россия, Е-mail: mongol-nsk@yandex.ru

Аннотация. В статье представлены результаты социологического изучения подготовки офицерских кадров, процесса формирования у них определенных военно-профессиональных качеств, необходимых для дальнейшего совершенствования функционирования Вооруженных Сил РФ. Основным социальным институтом, осуществляющим процесс профессиональной ориентации и адаптации будущих офицеров, является система военного образования, а именно высшие военно-учебные заведения. Авторами рассмотрена суть профессиональной социализации курсантов как будущих офицеров, а также суть противоречий процесса профессиональной социализации. В статье определены необходимые военно-профессиональные качества, соответствующие социальному заказу. Выделены три типа социализационных норм (идеальный, нормативный и реальный), определенных как результат социализации; рассмотрена теория социализации курсанта в условиях прохождения военной службы; проведен анализ названного процесса на примере специфической социально-профессиональной группы. Рассмотрена динамика представления курсантов о военной карьере в процессе военно-профессиональной социализации, а именно представление о военной карьере как о возможности стать должностным лицом, о военной карьере как определенном статусе, о военной карьере: как о возможности защищать Родину; как о возможности нравственного и физического развития; как о возможности получения определенных социальных гарантий; как престижной профессии; как профессиональном росте офицера; как возможности смены места жительства. На протяжении всего срока обучения в военном учебном заведении, динамика представления курсантов о военной карьере нестабильна. По мере столкновения с трудностями и их преодолении и достижении поставленных целей на определенных этапах, показатели профессиональной социализации курсантов то растут, то происходит их снижение. Делается вывод о том, что социализация курсанта является первичной социализацией офицера. Процесс социализации курсанта проходит под воздействием многих социальных институтов, основным из которых являются армия и военная служба. Процесс социализации курсантов будет результативным в том случае, если общественно значимые профессиональные ценности будут переведены в плоскость индивидуальных интересов социализирующейся личности.

Ключевые слова: курсант, профессиональная социализация, военный вуз, социальный институт, социализационная норма, социализационный процесс, социально-профессиональная группа, военная карьера.

Литература:

  1. Бажутин А.А. Педагогическая модель формирования научно-исследовательской компетентности курсантов военного вуза // ЦИТИСЭ. —  2020. — № 1 (23). – С. 261-268.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42771126
  2. Дигин С.Н. Профессиональная социализация курсантов в военном вузе в современных условиях: социологический анализ: Автореф. дис. … канд. соц. наук. Екатеринбург, 2009. — 14 с.
  3. Егорычев А.М., Мардахаев Л.В., Ахтян А.Г., Шимановская Я.В. Основы гражданственности и патриотизма в истории нашего отечества // ЦИТИСЭ – 2019. — №4 (21). – С. 467-476. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41385144
  4. Зеер Э.Ф. Психологические предикторы проектирования индивидуальных образовательных траекторий // Личность в профессионально-образовательном пространстве. — Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет 2015. – С. 63–70. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26401993
  5. Карчакин А.Н. Особенности социализации личности в условиях военно-профессиональной среды // Мир науки, культуры и образования. — 2020. — № 2(81). – С. 240-242. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42837045
  6. Клименко П.В. Интеграция традиций и инноваций как ресурс патриотического воспитания курсантов военного вуза. Диссертация на соиск. уч. ст. канд. пед. наук: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. – Краснодар: КГУ, 2020. – 215 с.
  7. Климов Е.А. Психология труда: учебник для бакалавриата. — М., 2017. — 251 с. ISBN 978-5-534-00294-2
  8. Кротова М.Н. О специфике индивидуально-психологических особенностей курсантов военного вуза на начальном этапе профессионализации // Вопросы теории и методики профессионального образования: матер. научно-практической конференции «Чтения Ушинского» (Ярославль, 01-02 марта 2018 г.). – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского,  2018. – С. 143 — 147. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35677768
  9. Куршев А.В. Гражданское воспитание будущих офицеров в процессе модернизации военного образования: монография. — Казань: Казанский научно-исследовательский технологический университет (КНИТУ), 2017. – 136 c. ISBN: 978-5-7882-2369-8
  10. Лопуха Т.Л., Соломатин Е.В. Война и идеология // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 59-2. — С. 180-184. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35204288
  11.  Лопуха Т.Л. Профессиональное воспитание курсантов военных вузов на традициях российского офицерства: монография. — Новосибирск: НВВКУ, 2019. — 274 с.
  12. Лопуха Т.Л., Манин А.А. Содержание педагогической поддержки процессов социализации военнослужащих по призыву в системе военно-политической работы // ЦИТИСЭ. – 2019. — № 4 (21). – C. 304-318. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.30
  13. Нурахметов С.Т., Петрусевич А.А. Педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления будущего офицера в условиях взаимодействия с военно-профессиональным сообществом // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2019. — № 1. – С. 112-116. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37282703
  14. Орел Д.С. Современное состояние проблемы педагогической поддержки развития кадрового потенциала военного вуза // ЦИТИСЭ. – 2020. — № 1(23). -C. 39-46. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.04
  15. Рахманов А.А. Проблемы военной науки и подготовки научных кадров высшей квалификации // Вооружение и экономика. – 2017. – № 4 (41). – С. 81-89. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30770570
  16. Потапова Л.С. Факторы интеграции курсантов в социальную среду военного вуза // Аллея Науки. — 2019. – Т. 2, №2(29). – С. 374-377. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37255929
  17. Соколова А.С., Сергеева М.Г. Научные основы построения и развития профессиональной карьеры: монография. – Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2017. — 288 с.
  18. Сысолятин М.В. Динамика представления курсантов о военной карьере в процессе военно-профессиональной социализации // Известия Саратовского университета. 2018. — № 4 (28). — С. 377-385. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-377-385
  19. Терехин Р.А. Динамика готовности военнослужащих к изменениям служебных ситуаций на этапах военно-профессиональной социализации // Мир образования – образование в мире. — 2017. — № 2. — С. 269–277. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29993342
  20. Утюганов А.А. Система ценностно-смысловых ориентаций курсантов вузов национальной гвардии: феноменология и психолого-педагогические детерминанты формирования. Диссертация на соиск. уч. ст. док. псих. наук: 19.00.07 – педагогическая психология. -Кемерово: КГУ, 2019. – 401 с.
  21. Федосеева И.А., Бережнова Л.Н., Тарасов Д.Ю. Понимание коммуникативного поведения курсантов — важное направление воспитательной работы // Перспективы науки и образования. — 2019. — № 4. — С. 425-447. DOI: 10.32744/pse.2019.4.33
  22. Федосеева И.А., Гуща Р.А. Нравственная составляющая — основа формирования профессиональных качеств будущего офицера // Перспективы науки. — 2018. № 5 (104). С. 97-101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35353375

Библиографическая ссылка:

Манин А.А., Поляков Е.А., Садыков И.М. Социализация курсантов военного вуза // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4. – С.66-79. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.07