ISSN 2409-7616

Плащевая Е.В., Иванчук О.В.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ФИЗИКИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.32

Плащевая Елена Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры медицинской физики, Амурская государственная медицинская академия, Благовещенск, Россия, РИНЦ SPIN-код: 8189-0878, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5492-037X, E-mail: elena-plashhevaja@rambler.ru

Иванчук Ольга Викторовна — доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физики, математики и медицинской информатики, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань, Россия, РИНЦ SPIN-код: 4207-9363 / ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1614-7483, E-mail: olgaiva.2401@gmail.com

Аннотация. Известно, что в федеральных государственных стандартах высшего медицинского образования не регламентируется содержание изучаемых студентами дисциплин, в том числе и физики. Обобщив опыт разработки содержания учебных дисциплин, имеющийся в педагогической науке и практике, авторы данной статьи пришли к выводу, что проблема формирования содержания курса физики в медицинском вузе остается не решенной: нет единства среди профессорско-преподавательского состава во мнении о тематическом представлении учебного материала, о глубине изучения физики будущими врачами и т.п. Отдельно отмечено, что содержание курса физики в медицинских вузах, как правило, одинаково для различных специальностей. Выявленные проблемы решаются авторами статьи в рамках реализации принципа фундаментальности обучения и принципа профессиональной направленности, компетентностного и деятельностного подходов. Так, сочетание данных дидактических принципов обеспечивает взаимосвязь фундаментальной и профессиональной составляющей обучения, а реализация выбранных подходов позволит учесть специфику будущей профессиональной деятельности. Используя данную теоретическую основу, разработан механизм (прием) формирования содержания учебного материала в виде системы действий, руководствуясь которыми может быть выявлено содержание курса физики для студентов медицинских вузов с учетом их будущей профессиональной деятельности. Данный механизм был применен для разработки содержания курса физики для будущих стоматологов и прошел апробацию в ряде российских медицинских вузов, получив положительную оценку профессорско-преподавательского состава профильных кафедр. Для подтверждения объективности оценки авторами исследования был применен метод экспертных оценок, результаты которого доказали эффективность предложенной системы действий по разработки содержания курса физики в медицинском вузе.

 Ключевые слова: обучение физике будущих врачей, содержание курса физики в медицинском вузе.

 

Литература:

  1. Медицинская и биологическая физика: учебник. Ремизов А.Н. 4-е изд., испр. и перераб. 2012. — 648 с.: ил. — 648 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19460697
  2. Биофизика: Учебник /Владимиров Ю.А., Рощупкин Д.И., Потапенко А.Я., Деев А.И. — М.: Изд-во Медицина, 1983. -272 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25829475
  3. Медицинская биофизика: учеб. Для вузов / Губанов Н.И., Утепбергенова А.А. — Тюмень: Изд-во: Тюмен.гос.ун-та, 1978. – 336 с. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=26047877
  4. Федорова В.Н., Степанова Л.А. Краткий курс медицинской и биологической физики с элементами реабилитологии. Лекции и семинары: Учебное пособие. — М.: Изд-во ФИЗМАЛИТ, — 2005. – 624 с. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=24063516
  5. Макарова, Н. С. Трансформация дидактики высшей школы: учеб. Пособие. — 2-е изд., стер. — М.: Флинта, — 2012. — 180 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20241819.
  6. Коломин В. И. Фундаментальная подготовка по физике как основа формирования профессиональной компетентности будущих учителей физики: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Волгоград, 2010. — 45 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19246660
  7. Балахонов А. В. Фундаментализация высшего медицинского образования на основе системного естественнонаучного знания: автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., -2007. — 42 с. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=15850026
  8. Дуда Г. Введение к меморандуму Вильгельма фон Гумбольдта «О внутренней и внешней организации высших научных заведений в Берлине» // Университетское управление. — 1998. — № 3. — С. 24–27. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=9208635
  9. Тулинцев А.Е. Фундаментализация образования на основе принципа научной актуальности // Наука и школа. — 2012. №1. С.20-23. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=17719237
  10. Петрова Г.И. Междисциплинарность университетского образования как современная форма его фундаментальности // Вестник Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. — 2008. — №3 (4). — С.7-13. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=12499834
  11. Мирзабекова О.В. Дистанционное обучение физике в системе подготовки будущих инженеров к профессиональной деятельности: дисс. … д. п. н: 13.00.02 [Место защиты: ГОУВПО «Московский педагогический государственный университет»]. — Москва, 2010.- 355 с. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=19231873
  12. Шайхутдинова Г.А., Мухаметзянова Ф.Ш. Учебно-методическое пособие. — Казань, Издательство: Данис. — 2014.- 234с. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=26794331

 

Библиографическая ссылка:

Плащевая Е.В, Иванчук О.В. Теоретические принципы разработки содержания курса физики в медицинском вузе // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5. – С. 354-362. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.32