ISSN 2409-7616

Суслова Т.Ф., Нестерова А.А., Комарова Н.М.

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ В ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКЕ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.23

Суслова Татьяна Федоровна —кандидат психологических наук,  доцент кафедры социальной работы, Московский государственный областной университет, Москва, Россия, SPIN-код: 3221-4813, Author ID 446024, E-mail: sibir812@mail.ru

Нестерова Альбина Александровна — доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии, Московский государственный областной университет, Москва, Россия, SPIN-код: 2855-3800, Author ID 208329, ORCID ID: 0000-0002-7830-9337, E-mail: anesterova77@rambler.ru

Комарова Наталия Михайловна — кандидат педагогических наук,  доцент кафедры социальной работы, Московский государственный областной университет, Москва, Россия, SPIN-код: 5397-2226, Author ID 907816, E-mail: nmkomarova@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу основных подходов к изучению этнокультурной адаптации детей из семей мигрантов. В зарубежной науке адаптация мигрантов исследуется в рамках модели аккультурации. В статье анализируются основные положения популярной за рубежом и в России модели аккультурации Д. Берри и результаты исследований этнокультурной адаптации подростков – мигрантов,  выполненных зарубежными учеными в рамках методологии этого подхода. Вместе с тем представлены некоторые результаты исследований, в которых модель аккультурации подвергается серьезной критики, описаны проблемы (недостатки) данной модели, как их видят некоторые зарубежные ученые. Представлены модели и подходы, которые предлагается заменить или дополнить модель аккультурации, такие как диалоговый подход, прокультурация и другие.

Ключевые слова: миграция, дети из семей мигрантов, аккультурация, этнокультурная адаптация, подходы и модели процесса аккультурации, проблемы детей из семей мигрантов.

 

Литература:

  1. Комарова Н.М., Суслова Т.Ф., Нестерова А.А. Психолого-педагогическое сопровождение этнокультурной адаптации детей из семей мигрантов в условиях сельской школы // Педагогическое образование и наука. — 2018. — № 4.- С. 91-99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36482326
  2. Нестерова А.А., Суслова Т.Ф., Ефремова Г.И. Психосоциальные основы сопровождения адаптации и обучения мигрантов: монография. Москва: РИТМ, 2017. – 159 C.
  3. Alba R., Nee V. Remaking the American mainstream: assimilation and the new immigration. Cambridge, MA: Harvard university press,
  4. Berry J.W. Acculturation: a conceptual overview // In M. H. Bornstein, L.R.Cote  Acculturation and parent-child relationships:measurement and development. Mahwah: Lawrence Erlbaum Associates. 2006. — Р.13-30.
  5. Bhatia S. Acculturation, Dialogical Voices and the Construction of the Diasporic Self // Theory Psychology. — 2002. — 12(1). — P.55-77.
  6. Bourhis R. Y., Moise L. C., Perreault S., Senecal S. Towards an Interactive Acculturation Model: A Social Psychological Approach. International Journal of Psychology, 1997, Vol. 32(6), pp. 369-386.
  7. Castro F. G., Murray K. E. Cultural adaptation and resilience: Controversies, issues, and emerging models. Handbook of adult resilience.New York, NY: The Guildford Press Publ., 2010, pp. 375–403.
  8. Clauss Susanne, Bernhard Nauck. The Situation among Children of Migrant Origin in Germany‘, Innocenti Working Paper. Florence, UNICEF Innocenti Research Centre Publ., 2009, p. 14.
  9. Gibson M. Accommodation without assimilation: sect immigrants in an American high school. NY: Cornell university press Publ., 1998.
  10. Kurtz-Costes B., Pungello Elizabeth P. Acculturation and Immigrant Children: Implications for Educators.   National Council for the Social Studies. 2000. http://www.socialstudies.org/sites/default/files/publications/se/6402/640210.html
  11. Сhirkov V. Summary of the criticism and of the potential ways to improve acculturation psychology. International Journal of Intercultural Relations, 2009, 33, pp. 177–180.
  12. Donlevy V., Meierkord A., Rajania R. Study on the diversity within the teacher profession with particular focus on migrant and/or minority background. European commission. 2016.
  13. Doucerain M., Dere J., & Ryder A. G. Travels in hyper-diversity: Multiculturalism and the contextual assessment of acculturation. International Journal of Intercultural Relations,  2013, Vol. 37(6), pp. 686-699. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0147176713001090?via%3Dihub
  14. Gamsakhurdia V. Adaptation in a dialogical perspective—From acculturation to proculturation. Culture & Psychology, 2018, Vol. 24(4), pp. 545–559.
  15. Gordon M. Assimilation in American life: the role of race, religion, and national origins. NY: Oxford universitat 1964.
  16. Hannigan Terence P. Traits, Attitudes, and Skills that Are Related to Intercultural Effectiveness and Their Implications for Cross-Cultural Training: A Review of the Literature”. International Journal of Intercultural Relations, 1990, Vol.14, pp. 89-111.
  17. Kuo B. Culture’s consequences on coping: Theories, evidente, and dimensionalitis. Journal of Cross-Cultural Psychology, 2011, 42, pp. 1082-1102.
  18. Nesterova A.A., Suslova T.F., Tsyiganov M.E., Kobzeva N.V. Migration as a Social Problem. Asian Social Science, 2015, Vol. 11,  issue  21, pp. 111-117.
  19. Portes A., Rumbaut R. Legacies: the story of the immigrant second generation. Berkeley, CA: University of California press and Russell sage foundation. 2
  20. Roux S, Stuck A. Interkulturelle Erziehung und Sprachförderung im Kindergarten – Forschungsergebnisse. Empirische Pädagogik 2005, pp. 92-108.URL: https://www.kindergartenpaedagogik.de/1873.html
  21. Titzmann P. F., Silbereisen R. K. Jugendliche. Migranten: Akkulturation und Entwicklung. [Migrant youth: Acculturation and development]. In A. de Bruin & S. Höfling (Eds.), Es lebe die Jugend – Die Zukunft Jugendlicher gemeinsam gestalten. München: Hanns Seidel Stiftung. — 2011. — P. 115 – 126.
  22. Sommer R.. Migrationspolitik Deutschland. Sommer. URL: https://sputniknews.com/analysis/201802081061489233refugee-worker-bashes-german-refugee-policy/
  23. Pawliuk N., Grizenko N., Chan-Yip A., Gantous P., Mathew J., Nguyen D. Acculturation style and psychological functioning in children of immigrants // American Journal of Orthopsychiatry. -1996. – Vol. 66(1). — P.111–121.
  24. Uslucan H.-H. Interkulturalität in Erziehung und Familie: Risiken und Chancen. URL: https://www.liga-kind.de/fruehe/603

 

Библиографическая ссылка: 

Суслова Т.Ф., Нестерова А.А., Комарова Н.М.  Научные подходы в исследовании этнокультурной адаптации детей из семей мигрантов в зарубежной науке //  ЦИТИСЭ. — 2019. — № 4. – С. 230 — 241. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.23