ISSN 2409-7616

Хисматуллин Р.Р.

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ В ИНСТИТУТАХ РОСГВАРДИИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.07

УДК 378

Хисматуллин Р.Р.1 (Санкт-Петербург, Россия) — E-mail: rrkhismatullin@mail.ru

1Санкт-Петербургский военный ордена  Жукова институт национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы проектирования предметной среды в образовательной среде военных институтов войск национальной гвардии РФ. Автор раскрывает значимость предметной среды, которая влияет на формирование личности курсантов в процессе обучения и качеств, необходимых будущему защитнику Отчества с учётом специфики профессиональной деятельности. Выделены и рассмотрены предпосылки формирования предметной среды в военных институтах Росгвардии. Предметная среда военных образовательных организаций высшего образования (ВООВО) раскрывается как особая форма педагогической практики, интегрирующая разные формы сред. Фактор личностно-профессиональной успешности, направленный на повышение качества обучения и воспитания курсантов. Особое внимание уделено средствам повышения культурного уровня. Воздействие через морализирование к личностному и профессиональному развитию курсантов посредством соответствующей организации их познавательной и профессиональной деятельности. Активизации рефлексии обучаемого, стимулирование формирования адекватной профессиональной самооценки. Стимулирование мотивации обучающихся, эмоционального и волевого развития, которые влияют на формирование личности курсантов в процессе обучения. Педагогический потенциал среды имеет интегративный характер, представляя единство компонентов с характерными признаками воспитательного воздействия. Именно погружаясь в предметную среду военного вуза, у курсантов происходит присвоение ценностей, влияющих на мотивацию военной службы, адаптацию в воинском коллективе, профессиональное становление будущих офицеров.

Ключевые слова: факторы формирования личности, профессиональное образование, среда, образовательная среда, учебный предмет, предметная область, предметное взаимодействие, предметная среда, курсант, актуализация ценностных основ педагогической деятельности, войска национальной гвардии, офицер Росгвардии.

Литература:

  1. Бережнова Л.Н. Образовательная среда: Организация поддерживающих развитие человека условий // Проблемы непрерывного профессионального образования: сб. научных трудов по матер. межвуз. научно-практич. конф. (Санкт-Петербург, 22 октября 2014 г.); под ред. Л.Н. Бережновой. — СПб.: СПбВИВВ МВД России, 2014. 130 с. (С. 2126). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22710501
  2. Берулава Г.А. Методологические основания разработки новых образовательных технологий / Г.А. Берулава, М.Н. Берулава // Перспективы развития психологии и педагогики в современном мире: коллективная монография. — Сочи: МИУ, 2016. — С. 23-44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27615784&selid=27615786
  3.  Богатенков С.А. Формирование компетентности педагогических кадров при внедрении электронного обучения в аспекте безопасности // Гуманизация образования. — 2014. — № 6. — С. 87-94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22856865
  4. Дуранов М.Е. Управление профессиональным образованием будущего специалиста в высшей школе (социокультурный аспект) / М.Е. Дуранов; М.Е. Дуранов; Челяб. гос. акад. культуры и искусств, Центр изучения социокультур. проблем личности и коллектива. — Челябинск: ЧГАКИ, 2006. — 327 с. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19978080
  5. Дьюи Дж. Демократия и образование. — М.: Педагогика пресс, 2000. — 382 с. ISBN 5-7155-0773-1
  6. Егорычев А.М. Образовательная среда как средство и механизм воспитания // Опыт и перспективы развития воспитания в системе образования: матер. Всероссийских XXIV социально-педагогических чтений с международным участием, посвященные 30-летию Российского государственного социального университета (Москва, 26 марта 2021 г.) / под ред. Л.В. Мардахаева. — М.: РГСУ, 2021. —  С. 56-61 (259 с.). ISBN 978-5-713950-06-4
  7. Леонтьев А.Н. Культура, поведение и мозг человека. — М., 1961. — 114 с.
  8.  Монтессори М. Дом ребенка: метод научной педагогики / Мария Монтессори; пер. с итал. С. Г. Займовского. — М.: АСТ, 2006  — 269 с. ISBN 5-271-11751-0
  9. Сиволапова А.К., Гильмулина Т.П. Инструменты построения индивидуальной образовательной траектории студента // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2016. — № 3(23). — С. 79-81. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26694983
  10. Султанова К.Г. Образовательная среда военного вуза как среда межсубъектного взаимодействия: Особенности коммуникации в образовательной деятельности военных вузов внутренних войск МВД России: матер. межвуз. научно-практич. конф. (18 ноября 2015 г. СПб): — СПб: Санкт-петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 2015. 137 с. (89-93 с). ISBN 978-5-9907544-1-6
  11. Ушинский К.Д. Воспитание человека. — М.: Карапуз, 2000. — 256 с.  ISBN 5-8403-0040-3
  12. Хисматуллин Р.Р., Стефанова Н.Л. Факторы, определяющие необходимость проектирования предметной среды по педагогике в военных вузах // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2020. — № 9(187). — С. 396-399. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44124559
  13. Шабанов Л.В., Хисматуллин Р.Р., Марихин С.В. Психологические требования к личности военнослужащего в процессе проектирования предметной среды по педагогике в военных институтах ВНГ РФ // Научное мнение. — 2021. — № 1-2. — С. 45-53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44822052
  14. Яковлев В.Б. Моделирование на межпредметной основе в военном вузе// Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения: матер. 7-ой Всеросс. научно-практич. конф. СПб, 10–11 декабря 2009 г.). — СПб.: Северная звезда, 2010. -342 с. ISBN 978-5-905042-02-7.
  15. The Collected Works of L. S. Vygotsky: Problems of the Theory and History of Psychology (Cognition and Language: A Series in Psycholinguistics). Springer, 1997. — 439 p. ISBN 0306454882

Библиографическая ссылка:

Хисматуллин Р.Р. Предпосылки формирования предметной среды в институтах Росгвардии // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 2. — С.87-95. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.07