ISSN 2409-7616

Долгая Н.А.

РОЛЬ ОФИЦЕРА-ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ КАДЕТ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.36

УДК 37.047

Долгая Н.А.1 (Махачкала, Россия) — E-mail: bars19832006@rambler.ru

1Дагестанский государственный педагогический университет

Аннотация. В статье рассматривается роль офицера-воспитателя в профессиональном самоопределении кадет. Организуя педагогическое сопровождение профессионального самоопределения воспитанников кадетского учреждения офицер-воспитатель совместно с педагогическим коллективом, психологом, социальным педагогом и руководством создает для своих подопечных психолого-педагогические условия, которые позволяют им   осознано выбрать будущую профессию в соответствии со своими потребностям и возможностями. В статье рассмотрены основные направления профориентационной работы офицера-воспитателя с кадетами по их профессиональному самоопределению: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика, профконсультация. Используя различные направления работы на профориентационных занятиях, офицер-воспитатель знакомит кадет с военными и гражданскими профессиями, с основными психофизическими требованиями предъявляемыми к ним. Профессиональное самоопределение предполагает формирование у воспитанников кадетских учреждений мотивированного профессионального намерения, в основе которого лежит осознание кадетами своих социально-экономических потребностей и адекватную оценку своих психофизиологических возможностей. Отмечается, что у каждого направления работы офицера-воспитателя по профессиональному самоопределению кадет имеются свои особенности влияющие на сознательный выбор кадетом его будущей профессии. При решении проблемы формирования социально-профессионального самоопределения офицер-воспитатель совместно с психологом и социальным педагогом кадетского корпуса определяет оптимальные психолого-педагогических условия сопровождения каждого отдельного кадета, учитывая его психические и анатомо-физиологические особенности. В статье рассматривается вопрос о необходимости организации регулярной работы офицера-воспитателя с кадетами по их профессиональному сопровождению. Статья посвящена актуальной проблеме военно-профессиональной ориентации кадет. В заключении определяется значимость профориенатционной работы офицера-воспитателя в системе организации воспитания современных кадетов.

Ключевые слова: кадет, офицер-воспитатель, профессиональное самоопределение, профориентация, кадетский корпус.

Литература:

  1. Бикбаева З.А. Исследование ценностно-смысловых основ готовности к профессиональному самоопределению учащихся кадетских общеобразовательных организаций // Молодой ученый. — 2021. — № 51(393). — С. 436-438. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47432935
  2. Бигунова А.В., Напольских Н.Б.,  Важенина О.В. Быть военным — мое призвание. Практико-ориентированный проект // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. — 2020. — № 2(28). — С. 14-19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44884680
  3. Долгая Н.А. Этапы формирования патриотического самосознания студенческой молодежи // Мир науки. — 2017. — Т.5, №5. — С. 10. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32306006
  4. Дука Н.А., Соловьев Д.Н., Соловьева Т.О. Профориентация в деятельности классного руководителя кадетского корпуса  // Современное педагогическое образование. — 2021. — № 11. — С. 55-59. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=47348518
  5. Заслонова Т.Л., Скрыбченко М.А. В профессию офицера. Структурно-содержательная модель психологического сопровождения военно-профессионального самоопределения кадет // Вестник военного образования. — 2020. — № 4(25). — С. 114-119. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43951160
  6. Иванов Ю.А. Важность выбора технология педагогического сопровождения военно-профессионального самоопределения воспитанников кадетского корпуса // Вестник военного образования. — 2020. — № 5(26). — С. 89-93. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=44139223
  7. Коркин С.В. Главная задача — профориентация кадет // Вестник военного образования. — 2020. — № 2(23). — С. 94. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=42676760
  8. Паули А.В., Мухина Т.Г., Яркова Д. Д. Особенности военно-профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях кадетского типа // Теория права и межгосударственных отношений. — 2021. — Т. 1, № 4(16). — С. 204-211. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=46706288
  9. Перевозкина Ю.М., Перевозкин С.Б. Влияние ролевой идентичности учащихся на мотивацию обучения // Вестник педагогических инноваций. — 2021. — № 2(62). — С. 116-125. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=46368489
  10. Решетова Т.Н. Профессиональное самоопределение кадет в предпрофильной подготовке и профильном обучении // Наука через призму времени. — 2017. — № 9(9). — С. 260-263. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30795367
  11. Смирнова Е.Б. Воспитывая будущих военных моряков из опыта работы по профориентации кадет Кронштадтского морского кадетского военного корпуса // Вестник военного образования. — 2020. — № 1(22). — С. 113-116. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42370822
  12. Степанов В. Н. Развитие творческого мышления на занятиях по профессиональной ориентации кадетов // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2014. — № T17. — С. 179-183. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21289596
  13. Сушанский А.С., Прокофьева Е.С. Проблемы профориентационной деятельности в Кадетском пожарно-спасательном корпусе ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России» (часть 2) // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. — 2021. — № 3(37).  — С. 278-286. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46816621
  14. Djurayev B.T. Prospective ways of improving cadet leader developing skills in defense system of Uzbekistan // Theoretical & Applied Science. — 2019. — No 8(76). — P. 37-43. DOI: https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2019.08.76.6
  15. Alifirov A.I., Chepik V.D., Baymurzin A. R. Features of psychophysical training in the cadet Cossack Corps // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. — 2019. — Vol. 10. — No 1. — P. 442-448. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38676511
  16. Galustyan O.V., Solyankina L.E., Slobotchikov O.N. Professional and career consulting as a factor of professional self-determination of the youth // TEM Journal: Technology, Education, Management, Informatics. — 2019. — Vol. 8. — No 3. — P. 1071-1075. DOI: 10.18421/TEM83-53

Библиографическая ссылка:

Долгая Н.А. Роль офицера-воспитателя в профессиональном самоопределении кадет // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 1. — С.417-425. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.36