ISSN 2409-7616

Быков А.К.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.32

УДК 378.126

Быков А.К.1 (Москва, Россия) — E-mail: akbikov@mail.ru

1Военный университет им. князя Александра Невского Министерства обороны РФ

Аннотация. Встатье воспитательное мастерство преподавателя вуза рассмотрено с комплексных позиций трех концептуальных подходов: воспитательное мастерство как мастерство в осуществлении воспитательной деятельности, реализации ее функций; воспитательное мастерство преподавателя с позиций воспитывающего обучения, т.е. с позиций воспитания в процессе проведения учебных занятий; воспитательное мастерство как часть педагогического мастерства преподавателя, как мастерство в реализации приемов воспитания. Определены направления воспитания студентов в процессе обучения: воспитание через содержание занятий; воспитание профессиональных качеств путем соответствующей организации занятий; воспитание через методику и создание условий для проведения занятий; воспитание личным примером преподавателя. Показана практическая неоднозначность реализации воспитывающего обучения в вузах. С позиций личностно-социально-деятельностного подхода под воспитательным мастерством преподавателя вуза как компонентом его педагогического мастерства понимается  интегративная характеристика его высокой психолого-педагогической-педагогической подготовленности и умелости в осуществлении воспитательной деятельности, внутренне обусловленных высокоразвитыми личностными качествами (педагогическими способностями, профессионально-педагогической направленностью, профессионально-важными чертами характера и др.) и внешне проявляющихся в творческом, педагогически целесообразном и продуктивном использовании приемов воспитания.  Обоснована классификация педагогических приемов в технике воспитания студентов преподавателем на учебных занятиях на подгруппы: приемы воспитания, включаемые в содержание излагаемого учебного материала; приемы воспитания на основе личного примера; приемы предъявления прямых непосредственных педагогических требований; приемы использования косвенных непосредственных педагогических требований; приемы использования опосредованных педагогических требований.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная деятельность, воспитательное мастерство, воспитывающее обучение, преподаватель вуза, студент, организация высшего образования, педагогическое мастерство, приемы воспитания.

Литература:

  1. Александрович П.И. Педагогическое мастерство преподавателя вуза // Труды БГТУ. — 2013. — №5. — С. 61-63.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25143673
  2. Артюхина А.И., Третьяк С.В., Великанов В.В. Опыт школы педагогического мастерства: воспитание воспитателей // Образовательный вестник «Сознание». — 2021. — Т. 23, № 4. — С. 17-24.  DOI: https://doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-4-17-24
  3. Быков А.К. Педагогическое мастерство преподавателя вуза // Образовательные технологии. — 2009. — №3 — С. 45-54.
  4. Быков А.К. Технология развития педагогического мастерства преподавателя высшей школы // ЦИТИСЭ. — 2019. — №2 (19). — C. 34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38506004
  5. Демакова И.Д., Шустова И.Ю. Педагог как воспитатель: значимые характеристики воспитательной деятельности, принцип со-бытийности в воспитании // Педагогическое искусство. — 2017. — № 2. — С. 100-108. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30469078
  6. Дремова Н.Б., Конопля А.И. Формирование педагогического мастерства преподавателя вуза // Высшее образование в России. — 2015. — № 1. — С. 127-132. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22900034
  7. Калинина Т.В., Патрикеева Э.Г., Трухманова Е.Н. Готовность педагога к воспитательной работе в условиях вузовского образования // Концепт. — 2020. — №2. — С. 55-68. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42419963
  8. Колесникова И.А. Смыслы и логика подготовки педагога-воспитателя (отклик на появление профессионального стандарта специалиста в области воспитания) // Непрерывное образование: XXI век. — 2017. — №1(17). — С. 22-32. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29109612
  9. Крист В.Г., Конышев Г.А. Пути формирования педагогического мастерства в военном вузе // Военный научно-практический вестник. — 2017. — № 2 (7). — С. 100-103. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38572450
  10. Леонова Е.В. Педагогическое мастерство и личность преподавателя // Высшее образование в России. 2011. — № 4. — С. 112-115. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16357014
  11. Напольских Н.Б. Понятие «воспитывающее обучение» в контексте современного образования // Sciences of Europe. — 2020. — №52-4 — С. 25-28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43357576
  12. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии: монография. — М.: Новая школа, 2004. — 299 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20074323      
  13. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 319 с. ISBN 5-87953-206-2
  14. Сысоева О.И. Специфика деятельности и педагогическое мастерство преподавателя вуза // Коллекция гуманитарных исследований. — 2017. — №3 (6). — С. 20-24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29752151
  15.  Уваров А.И., Мерзликин Д.В., Червинский В.Г. Особенности педагогической деятельности и педагогического мастерства преподавателя военного вуза // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. — 2017. — Т. 16, № 2. — С. 74-78. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29245849
  16. Шарухин А.П., Шарухина Т.Г. Педагогическое мастерство выпускников военных институтов Росгвардии как результат образовательного процесса: функционально-ролевой анализ и критерии оценки // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. — 2020. — № 3 (35). — С. 274-288. DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2020.35.20
  17. Щербаков А.В. Условия развития профессионального мастерства педагога как воспитателя в общеобразовательной организации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2019. — № 3(40). — С. 95-104. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41331579

Библиографическая ссылка:

Быков А.К. Воспитательное мастерство преподавателя вуза // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 4. – С.334-348. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.32