ISSN 2409-7616

Пронина Н.А., Романова Е.В.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.22

УДК 373.66

Пронина Н.А.1 (Тула, Россия) — E-mail: natalie4941@rambler.ru, Романова Е.В.1 (Тула, Россия) — E-mail: rromanov76@mail.ru

1ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»

Аннотация. Социально-экономические и политические изменения, происходящие в нашей стране, предъявляют особые требования к современному старшекласснику и прежде всего к выбору будущей профессии, который должен быть осуществлен осознанно. Хронологически это юношеский возраст, когда от человека требуется определиться со смыслом своей жизни, найти свое место в обществе, выработать свою жизненную позицию. Рассмотрение накопленного опыта в российской и зарубежной науке и практике позволяет говорить о проблеме исследования как актуальной и требующей решения, в то же время наблюдается несистематичность исследований, ориентир на отдельные аспекты данной проблемы. Целью данной статьи стало изучение особенностей профессионального самоопределения старшеклассников, разработка программы психолого-педагогического самоопределения старшеклассников современной школы. Исследование проведено с использованием диагностических методик: «Опросник профессиональных склонностей» Л. Йовайши (в модификации Г.В. Резапкиной), «Изучение мотивации профессиональной деятельности» К. Замфира (в модификации А.А. Реана), опросник «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС) В.В. Синявский, В.А. Федорошин, тест Дж. Холланда «Определение типа личности», анкета «Изучение особенностей профессионального самоопределения» Г.В. Резапкиной. Выборку составили 63 учащихся 10-11 классов, в возрасте 16-18 лет. Предложенная программа психолого-педагогического сопровождения    профессионального самоопределения способствовала актуализации процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий, выявлению наличия у учащихся профессионального интереса к той или иной области знания, психолого-педагогической помощи и поддержке в выборе профессии. Статья может предоставлять интерес для преподавателей профессиональных учебных заведений, педагогов-психологов и учителей.

Ключевые слова: старшеклассник, школа, учащийся, профессиональное самоопределение, самоопределение.

Литература:

  1. Арендачук И.В. Проблема выбора профессии современными старшеклассниками // Профессиональная ориентация. -2017. — №1. — С.15-23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29426703
  2. Волкова О.А. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 407-408.
  3. Диннер И.В. Компетентностная модель профориентатора как субъекта профессионального самоопределения // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». -2021. — Т. 19, №1. — С.50-57. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45633235
  4. Джумалиева Д.М. Профессиональное самоопределение старшеклассника // Наука, образование и культура. — 2016. — №5(8). — С. 67-69. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26145158
  5. Журкина А.Я., Сергушин Е.Г., Сергушина О.В. Теоретические аспекты формирования профессионального самоопределения учащихся образовательных организаций // Интеграция образования.  — 2016. — Т. 20. — №1(82). — С.29-36. DOI: 10.15507/1991-9468.082.020.201601.029-036
  6. Зеленкина Т.Д., Пряжникова Е.Ю., Сергеева М.Г. Родительское содействие в профессиональном самоопределении старшеклассников. — Курск: РФЭИ, 2016. — 232 с.
  7. Иванов В.Н., Якимов О.Г. К вопросу о сущности профессионального самоопределения современных школьников // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. — 2018. — №3(99). — С.201-206. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36005817
  8. Истомина В.В., Конышева Н.А. Пути повышения уровня профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — №3(23). — С. 91-97. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41182419
  9. Касьянова Т.И., Мальцев А.В., Шкурин Д.В. Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная проблема // Образование и наука. — 2018. – Т. 20, №7. — С.168-187. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35594380
  10. Каюмова Е.А. Профориентация и профессиональное самоопределение как вектор социального партнерства в системе «ВУЗ-Учреждения дополнительного образования детей» // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2018. — №2. — С.116-120. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35193966
  11. Луговская Т.В., Соколова Е.В., Егармин П.А. Социально—психологические аспекты проблемы профессионального самоопределения старшеклассников // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 5. — С. 282.
    URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27181905
  12. Мухина Т.Г.,   Сорокоумова С. Н., Егорова П. А., Яркова Д. Д. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «школа – вуз» // Вестник Мининского университета. — 2019. – Т. 7, №4. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-14
  13. Нечаев М.П., Фролова С.Л. Современное осмысление профориентации обучающихся // Гаудеамус. — 2017. — Т.16, №2. — С.9-16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29245839
  14. Панина С.В. Гендерный аспект профессионального самоопределения учащейся молодежи//Общество: социология, психология, педагогика. — 2018. — №1. — С.93-96. DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2018.1.17
  15. Половинко В.С., Арбуз А.В., Диннер И.В. Обоснование комплексной методики исследования профориентации и профессионального самоопределения // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». — 2019.  — Т. 17, №2. — С.207-216. DOI:10.25513/1812-3988.2019.17(2).207-216
  16. Половинко В.С., Арбуз А.В. Анализ практики регулирования процесса профессионального самоопределения // Вестник Омского университета. Серия «Экономика».  — 2021. — Т. 19, №1. — С.108-119. DOI: https://elibrary.ru/item.asp?id=45633240
  17. Раянова Ю.Ю. Формирование социальных установок в процессе психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старших школьников // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2018. — №1(31). — С.108-113. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45633240
  18. Хуторянская Т.В. Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников // Мир науки. Педагогика и психология. — 2018. — Т. 6,  №2. — С. 84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35215345
  19. Чвякин В.А., Филонова А.С., Григорьев Н.Ю. К вопросу о профессиональном самоопределении подростков и старших школьников. Монография. — М.: Мир науки, 2019. -99 с.
  20. Чеснокова О.Б., Чурбанова С.М., Молчанов С.В. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как структурный компонент будущего профессионализма: социо-когнитивные и креативные факторы // Культурно-историческая психология. — 2019. — Т. 1, № 4. — С. 109-118. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41500738
  21. Шаповалова В.С., Челышева И.В. Профессиональное самоопределение школьников: теория, история, практика. — М.: Берлин: Директ-медиа, 2018. — 393 с.
  22. Шафранов-Куцев Г. Ф., Гуляева Л. В. Профессиональное самоопределение как ведущий фактор развития конкурентоориентированности и конкурентоспособности старшеклассников // Интеграция образования. — 2019. — Т. 23, № 1. — С. 100-118. DOI: 10.15507/1991-9468.094.023.201901.100-118
  23.  Dehaas J. Students like diploma-degree option at Guelph-Humber // The Maclean’s Guide to Universities. August 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.macleans.ca/education/college/students-like-diploma-degree-option-at-guelph-humber/ (дата обращения 01.07.2021)
  24. Ehrich L.C., Tennent L. and Hansford B.C. A Review of Mentoring in Education: Some Lessons for Nursing // Contemporary Nurse. — 2002. — Vol. 12, №. 3. — P. 253–264. DOI: 10.5172/conu.12.3.253
  25. O’Rourke, J. Inclusive Schooling: If It’s So Good – Why Is It So Hard to Sell? // International Journal of Inclusive Education. — 2015. — Vol.19 (5). — Р.530–546. DOI:10.1080/13603116.2014.954641
  26. Zachary L.J. The Role of Teacher as Mentor // New Directions for Adult and Continuing Education. — 2002. — Vol. 93. — P. 27-38.

Библиографическая ссылка:

Пронина Н.А., Романова Е.В. Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях современной школы // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 3. – С. 272-290. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.22