ISSN 2409-7616

Ермакова М.А.

ШКОЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ИСТОЧНИК ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ТЕКСТОВ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.27

Ермакова Мария Андреевна —выпускник аспирантуры, кафедры теории и методики преподавания русского языка как иностранного, филологический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, E-mail: ermakova.marie@mail.ru

Аннотация. В статье освещается проблема формирования лингвокультурологического минимума (ЛКМ) для иностранных учащихся-филологов 3 и 4 сертификационных уровней владения русским языком. Поднимается вопрос об источниках единиц такого минимума, или когнем – лексических единиц с ярко выраженным фоновым компонентом, обладающих способностью аккумулировать знания. Предлагается процедура определения лингвометодической значимости когнем, т. е. способности становиться единицей обучения в иностранной аудитории, которая складывается из их когнитивной и коммуникативной значимости для национальной языковой картины мира носителей русского языка, на основании которой когнемы должны быть включены в ЛКМ. Основное внимание уделяется прецедентным текстам (ПТ) – особым единицам когнитивного уровня, имеющим сверхличностный характер и характеризующимся, согласно Ю.Н. Караулову, эмоциональной и познавательной значимостью, хрестоматийностью, многократной воспроизводимостью и реинтерпретируемостью. Отличительной особенностью этих единиц также является функционирование в речи не целиком, а при помощи отсылок, в качестве которых могут выступать другие когнемы. Описываются критерии и этапы проведения процедуры выявления единиц ЛКМ, которая апробируется на материале ПТ школьной классической литературы — одних из наиболее хрестоматийных ПТ. Приводятся результаты проведения опроса и ассоциативного эксперимента среди носителей русского языка разных социальных и возрастных групп, которые представлены в виде списка ПТ, которые рекомендуется включить в ЛКМ для продвинутого этапа обучения русскому языку как иностранному (РКИ).

Ключевые слова: билингвальная личность, лингвокультурологическая компетенция, лингвокультурологический минимум, лингвометодическая значимость, прецедентный текст.

Литература:

  1. Акашева Т.В., Рахимова Н.М. Использование прецедентных текстов для формирования лингвокультурологических компетенций при подготовке учителя иностранного языка в высшей школе // Перспективы науки и образования. — 2018. — № 6(36). – С. 97-104. DOI: 10.32744/pse.2018.6.10
  2. Амирова П.Р. Шахбазанова Х.В. Формирование лингвокультурологической компетенции студентов на занятиях практического курса русского языка // Мир науки, культуры, образования. — 2016. — № 6(61). – С. 339-341. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27652381
  3. Балашова Л.В. Метафора и языковая картина мира носителя слэнга (на материале прецедетного мира «Детство») // Вестник ИГЛУ. Сер. Филология. – 2008. — № 2. –– С. 4–9.
  4. Березович Е.Л. К построению комплексной модели топонимической семантики // Известия Уральского гос ун-та. — 2001. — № 20. — С. 9–15.
  5. Бирюкова М. С. Лингвокультурологическая компетенция содержание и теоретические основы // Ученые записки. — Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2016. – № 4. – С. 114-120. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27664909
  6. Волкова Р.А. Прецедентные феномены со сферой-источником «Литература» в художественном дискурсе Марины Степновой // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2020. –Т. 13. Вып. 7. – С. 230-234.  DOI: https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.7.45
  7. Голутвина А.В., Бабина Л.В. Использование прецедентных феноменов в произведениях современных французских писателей Гийома Мюссо, Амели Нотомб и Бернара Вербера // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2019. Т. 12. Вып. 1. — C. 74-79.   DOI: https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.1.16
  8. Горлова Е.А., Ершова О.В. Формирование лингвокультурологической компетенции за счет использования форм наглядности при обучении русскому языку как иностранному // Вестник Самарского государственного технического университета. — 2018. — № 4(40). — С. 66-77.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36872248
  9. Гриценко Л. М., Демидова Т.А., Бахонная М.Е. Прецедентные тексты на уроках русского языка как иностранного // Научный журнал КубГАУ. 2017. №126 (02). С. 343-355. DOI: 10.21515/1990-4665-126-026
  10. Елистратов В.С., Ружицкий И.В. О проекте «Словаря когнем постсоветского лингвокультурного пространства» // Современные проблемы науки и образования. 2015. — № 1-1. – С. 1159. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25324854
  11. Ермакова М.А. Проблема составления лингвокультурологического минимума для иностранных учащихся: экспериментальные возможности // Rhema. Рема. — 2018. — № 1. — С. 102-115. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32709078
  12. Кортава Т.В. Лингвокультурологический минимум для иностранных учащихся естественнонаучного профиля // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. – 2000. – С. 50–51.
  13. Костомаров В.Г., Бурвикова Н.Д. Как тексты становятся прецедентными // Русский язык за рубежом. — 1994. — № 1 (147). – С. 73–76.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26353213
  14. Краснова Е.И., Абдрахманова Г.К., Пыхтина Ю.Г. Развитие лингвокраеведческой компетенции на занятиях по русскому языку как иностранному в региональном вузе // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2017. — № 11(211). – С. 53-58. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32274046
  15. Пыхтина Ю.Г., Мендинова А.М. Формирование лингвокультурологической компетенции при обучении чтению иностранцев: на материале жанра фэнтези // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2018. — №4(216). – С. 65-70. DOI: 10.25198/1814-6457-216-65
  16. Рекаева К.В. К вопросу о создании педагогической модели формирования лингвокультурологичекой компетенции иностранных студентов-медиков как актуальной на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному // Казанский педагогический журнал. 2019. — №1. – С. 167-170.  URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36807004
  17. Чилингарян М.В. Системно-деятельностный подход при обучении иностранному языку в средней школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 33. – С. 103-105. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29108938
  18. Barthes R. Texte // Encyclopedia universalis. — 1973. — Vol. 15. – 803 p.
  19. Volkova L. B. Discourse competence: Content, structure and principles of formation // Issues of cognitive linguistics. — 2018. — №1. — P. 5-11. DOI: 10.20916/1812-3228-2018-1-5-11

Библиографическая ссылка:

Ермакова М.А. Школьная литература как источник прецедентных текстов // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4. – С.307-320. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.27