Суслова Т.Ф., Нестерова А.А., Комарова Н.М.
НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ В ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКЕ
DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.23
Суслова Татьяна Федоровна —кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы, Московский государственный областной университет, Москва, Россия, SPIN-код: 3221-4813, Author ID 446024, E-mail: sibir812@mail.ru
Нестерова Альбина Александровна — доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии, Московский государственный областной университет, Москва, Россия, SPIN-код: 2855-3800, Author ID 208329, ORCID ID: 0000-0002-7830-9337, E-mail: anesterova77@rambler.ru
Комарова Наталия Михайловна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, Московский государственный областной университет, Москва, Россия, SPIN-код: 5397-2226, Author ID 907816, E-mail: nmkomarova@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена анализу основных подходов к изучению этнокультурной адаптации детей из семей мигрантов. В зарубежной науке адаптация мигрантов исследуется в рамках модели аккультурации. В статье анализируются основные положения популярной за рубежом и в России модели аккультурации Д. Берри и результаты исследований этнокультурной адаптации подростков – мигрантов, выполненных зарубежными учеными в рамках методологии этого подхода. Вместе с тем представлены некоторые результаты исследований, в которых модель аккультурации подвергается серьезной критики, описаны проблемы (недостатки) данной модели, как их видят некоторые зарубежные ученые. Представлены модели и подходы, которые предлагается заменить или дополнить модель аккультурации, такие как диалоговый подход, прокультурация и другие.
Ключевые слова: миграция, дети из семей мигрантов, аккультурация, этнокультурная адаптация, подходы и модели процесса аккультурации, проблемы детей из семей мигрантов.
Литература:
- Комарова Н.М., Суслова Т.Ф., Нестерова А.А. Психолого-педагогическое сопровождение этнокультурной адаптации детей из семей мигрантов в условиях сельской школы // Педагогическое образование и наука. — 2018. — № 4.- С. 91-99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36482326
- Нестерова А.А., Суслова Т.Ф., Ефремова Г.И. Психосоциальные основы сопровождения адаптации и обучения мигрантов: монография. Москва: РИТМ, 2017. – 159 C.
- Alba R., Nee V. Remaking the American mainstream: assimilation and the new immigration. Cambridge, MA: Harvard university press,
- Berry J.W. Acculturation: a conceptual overview // In M. H. Bornstein, L.R.Cote Acculturation and parent-child relationships:measurement and development. Mahwah: Lawrence Erlbaum Associates. 2006. — Р.13-30.
- Bhatia S. Acculturation, Dialogical Voices and the Construction of the Diasporic Self // Theory Psychology. — 2002. — 12(1). — P.55-77.
- Bourhis R. Y., Moise L. C., Perreault S., Senecal S. Towards an Interactive Acculturation Model: A Social Psychological Approach. International Journal of Psychology, 1997, Vol. 32(6), pp. 369-386.
- Castro F. G., Murray K. E. Cultural adaptation and resilience: Controversies, issues, and emerging models. Handbook of adult resilience.New York, NY: The Guildford Press Publ., 2010, pp. 375–403.
- Clauss Susanne, Bernhard Nauck. The Situation among Children of Migrant Origin in Germany‘, Innocenti Working Paper. Florence, UNICEF Innocenti Research Centre Publ., 2009, p. 14.
- Gibson M. Accommodation without assimilation: sect immigrants in an American high school. NY: Cornell university press Publ., 1998.
- Kurtz-Costes B., Pungello Elizabeth P. Acculturation and Immigrant Children: Implications for Educators. National Council for the Social Studies. 2000. http://www.socialstudies.org/sites/default/files/publications/se/6402/640210.html
- Сhirkov V. Summary of the criticism and of the potential ways to improve acculturation psychology. International Journal of Intercultural Relations, 2009, 33, pp. 177–180.
- Donlevy V., Meierkord A., Rajania R. Study on the diversity within the teacher profession with particular focus on migrant and/or minority background. European commission. 2016.
- Doucerain M., Dere J., & Ryder A. G. Travels in hyper-diversity: Multiculturalism and the contextual assessment of acculturation. International Journal of Intercultural Relations, 2013, Vol. 37(6), pp. 686-699. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0147176713001090?via%3Dihub
- Gamsakhurdia V. Adaptation in a dialogical perspective—From acculturation to proculturation. Culture & Psychology, 2018, Vol. 24(4), pp. 545–559.
- Gordon M. Assimilation in American life: the role of race, religion, and national origins. NY: Oxford universitat 1964.
- Hannigan Terence P. Traits, Attitudes, and Skills that Are Related to Intercultural Effectiveness and Their Implications for Cross-Cultural Training: A Review of the Literature”. International Journal of Intercultural Relations, 1990, Vol.14, pp. 89-111.
- Kuo B. Culture’s consequences on coping: Theories, evidente, and dimensionalitis. Journal of Cross-Cultural Psychology, 2011, 42, pp. 1082-1102.
- Nesterova A.A., Suslova T.F., Tsyiganov M.E., Kobzeva N.V. Migration as a Social Problem. Asian Social Science, 2015, Vol. 11, issue 21, pp. 111-117.
- Portes A., Rumbaut R. Legacies: the story of the immigrant second generation. Berkeley, CA: University of California press and Russell sage foundation. 2
- Roux S, Stuck A. Interkulturelle Erziehung und Sprachförderung im Kindergarten – Forschungsergebnisse. Empirische Pädagogik 2005, pp. 92-108.URL: https://www.kindergartenpaedagogik.de/1873.html
- Titzmann P. F., Silbereisen R. K. Jugendliche. Migranten: Akkulturation und Entwicklung. [Migrant youth: Acculturation and development]. In A. de Bruin & S. Höfling (Eds.), Es lebe die Jugend – Die Zukunft Jugendlicher gemeinsam gestalten. München: Hanns Seidel Stiftung. — 2011. — P. 115 – 126.
- Sommer R.. Migrationspolitik Deutschland. Sommer. URL: https://sputniknews.com/analysis/201802081061489233refugee-worker-bashes-german-refugee-policy/
- Pawliuk N., Grizenko N., Chan-Yip A., Gantous P., Mathew J., Nguyen D. Acculturation style and psychological functioning in children of immigrants // American Journal of Orthopsychiatry. -1996. – Vol. 66(1). — P.111–121.
- Uslucan H.-H. Interkulturalität in Erziehung und Familie: Risiken und Chancen. URL: https://www.liga-kind.de/fruehe/603
Библиографическая ссылка:
Суслова Т.Ф., Нестерова А.А., Комарова Н.М. Научные подходы в исследовании этнокультурной адаптации детей из семей мигрантов в зарубежной науке // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 4. – С. 230 — 241. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.23