ISSN 2409-7616

Ерина И.А., Передерий С.Н.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА: МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.45

УДК 378.14

Ерина И.А.1 (Севастополь, Россия) — Е-mail: irinagorbushina@mail.ru, Передерий С.Н.2 (Ялта, Россия) — E-mail: s-peredery@mail.ru

1ФГАОУ ВО Севастопольский государственный университет

2ФГАОУ ВО Крымский федеральный университет

Аннотация. Проблема мотивационно-ценностных ориентаций студентов психологов в профессиональной подготовке, занимает важное место в системе высшей школы. В статье анализируются теории мотивации отечественных и зарубежных ученых; проведена систематизация и анализ научно-теоретической и методической литературы по проблеме исследования; представлены результаты диагностики мотивационной сферы студентов психологических специальностей, оценка уровня соответствия мотивационной сферы студентов избранной ими психологической специальности. Цель исследования: определить мотивационно-ценностные ориентации личности студентов психологов. Продемонстрировано, что избранная студентами профессия требует той меры альтруистичности, которая в данном исследовании у студентов не выявлена. С целью помочь обучающимся в приведение мотивационной сферы своей психики в соответствие с общественно одобряемыми смыслами и ценностями для избранной ими профессии психолога, авторы предлагают создать учебно-методическое пособие — брошюру с кратким описанием как самой профессии (её содержании и направленности), так и с перечнем эталонных мотивационно-ценностных показателей, значение которых будет служить ориентиром в личностном развитии, как конкретной личности, так и  целевой группы. В исследовании была подтверждена гипотеза исследования: мотивационно-ценностные ориентации личности студентов психологов не соответствуют направленности профессии, в которой преобладают духовно-нравственные ценности, доминирование внутренних мотивов над внешними и альтруистическая направленность. Результаты исследования могут быть использованы при формировании мотивационно-ценностных ориентаций у студентов психологов в их профессиональной подготовке в условиях вуза.

Ключевые слова: мотивация, ориентация, студенты психологи, учебная деятельность, ценности, мотивы.

Литература:

  1. Алексеева Е.Н. Богданов О.Г. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к здоровью и здоровому образу жизни // KANT. — 2017. — № 2 (23). – С. 4-6. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29655095
  2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности: монография. – М.: Мысль, 1976. – 158 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23344961
  3. Беловодская И.И. Современные тенденции по оптимизации и улучшению образовательного процесса в современных вузах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 3. — С. 179–183. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29916324
  4. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — С. 262- 276.  ISBN 978-5-49807-198-5
  5. Егорычев А.М. Система образования в эпоху глобализации: необходимость управления ее процессами и тенденциями / А.М. Егорычев, Т.К. Ростовская, Р.Л. Калимжанова // Молодежь и молодежная политика: новые смыслы и практики / под ред. С.В. Рязанцева, Т.К. Ростовской, Ю.А. Зубок. — М.: Изд-во «Экон-информ», 2019. – Том 5. № 1. — С. 152-164. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36778704
  6. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе: монография. — Москва: Институт психологии РАН, 2006. — 334 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22331683
  7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. — 512 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23363778
  8. Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: монография / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». — 2019. — 254 с. ISBN 978-5-00159-060-6
  9. Климов В.И. Формирования познавательной мотивации студентов классического вуза // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 1. — С. 7-18.  DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.01
  10. Мальцев В.С. Ценности и ценностные ориентации личности: монография: монография — М.: Лаборатория книги, 2012. — 134 с. ISBN: 978-5-504-00661-1
  11. Маслоу А. Мотивация и личность: монография. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 351 с. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20113304
  12. Меламед Д.А. Социально-психологические особенности учебно-профессиональной мотивации студентов // Психологическая наука и образование. — 2011. — № 2. — С. 1-14.
  13. Нугаева О.Г., Криводонова Ю.Е. Психологическая сущность и соотнесение понятий «ценности» и «ценностные ориентации» // Специальное образование.  2012. – № 2. – С.120-128. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17915050
  14. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, А.Г. Ахтян, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Изд-во РГСУ, 2019. – 352 с. ISBN: 978-5-7139-1384-7
  15. Профессиональное образование в условиях развития информационного общества: контекст профессиональной подготовки специалистов социальной сферы: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, А.Г. Ахтян, др.; под ред. А.М. Егорычева. – М.: Издательство РГСУ, 2020. — 378 с. ISBN 978-5-7139-1404-2
  16. Пуляева В.Н., Крюкова Н.А. Академическая мотивация: взгляд преподавателей // Креативная экономика.  — 2019. — №13(2). — C.291-296. DOI:10.18334/ce.13.2.39798
  17. Сорокина О.А. Развитие мотивации достижения у студентов через профессиональные задачи // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. — 2015. — №1 (11). — С. 193-195. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23249810
  18. Спектор Д.М. Мотивация, субъективность и их темпоральные интерпретации // Психолог. — 2016. — №3(3). — С. 26–41. DOI: 10.7256/2409-8701.2016.3.19316
  19. Усова Н.А. Проблема формирования мотивационно-ценностного отношения будущих педагогов к профессиональной деятельности // Образование и проблемы развития общества. — 2019. — № 1 (7). — С.68-73. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39163812

Библиографическая ссылка:

Ерина И.А., Передерий С.Н. Профессиональная подготовка студентов психологов в условиях вуза: мотивационно-ценностные ориентации // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.495-505. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.45