ISSN 2409-7616

Виниченко В.А.

КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ ПО РЕКЛАМЕ И СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.33

Виниченко Вера Афанасьевна —кандидат педагогических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Северо-Восточного федерального университета, Якутск, Россия, E-mail: vera_vinichenko@mail.ru

Аннотация. Актуальность проблемы формирования межкультурной компетенции бакалавров по рекламе и связям с общественностью обусловлена развитием средств коммуникации, повышением уровня трудовой мобильности граждан, активностью международного сотрудничества в рамках культурных, образовательных, научных программ, миграцией населения. Кроме того, специфична будущая профессиональная деятельность студентов, в повседневные задачи которой входит установление отношений с целевыми группами организации, осуществление с ними межкультурной коммуникации.  В целях достижения весомых результатов по формированию межкультурной компетенции студентов был использован контекстный подход в рамках изучения учебных дисциплин «Современные международные отношения» и «Межкультурная коммуникация в PR». В процессе работы определены условия эффективного образовательного процесса: использование методов контекстного обучения А.А. Вербицкого; изучение учебных дисциплин в интеграции с медиаобразованием; обогащение содержания обучения дополнительным медиаматериалом о проблемах межнационального общения; создание медиатекстов, посвященных преодолению барьеров при налаживании межэтнических контактов. Цель статьи – представить опыт формирования межкультурной компетенции студентов в рамках контекстного подхода с медиаобразовательной направленностью. Результаты работы могут быть использованы при формировании профессионально значимых компетенций в других вузах страны. Исследование было основано на использовании теоретических (изучение литературных источников, анализ, синтез, сравнение, обобщение) и эмпирических методов (изучение педагогического опыта, анализ работ и продуктов деятельности студентов, наблюдение, опрос и др.). Методологическими основами данной работы являются лично-деятельностный и компетентностный подходы. В статье отражено содержание основных стадий (учебно-познавательная, квазипрофессиональная, учебно-профессиональная) экспериментальной работы, приведены примеры использования разных методов и приемов формирования межкультурной компетенции студентов в ходе обучения.

Ключевые слова: контекстное обучение, деятельностная система, межкультурная компетенция, реклама и связи с общественностью, бакалавры.

Литература:

  1. Андреева Л.А., Жигарева Е.А. Использование краеведческого материала в формировании межкультурной компетенции при обучении английскому языку // Вестник Югорского государственного университета. — 2015. — №S4 (39). — С. 109-112. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24989296
  2. Борисова И.Ф., Саввина И.Л. Модель формирования межкультурной компетенции вторичной языковой личности студентов неязыковых специальностей (на материале изучения японского языка и культуры // Мир науки, культуры, образования. — 2019. — №1 (74). — С. 195-198. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37247370
  3. Вербицкий А.А. Контекстное обучение: понятие и содержание // Эксперимент и инновации в школе. — 2009. — №4.-  С.8-13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15249144
  4. Виниченко В.А. Методы медиаобразования в формировании межкультурной компетенции бакалавров рекламы и связей с общественностью // Мир науки.  — 2017. — Т. 5, № 5. — С. 7. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32306003
  5. Виниченко В.А. Телевизионный медиатекст в развитии межкультурной компетенции бакалавров // Мир науки. — 2017. -Т.5, №6. — С. 11. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32581517
  6. Глумова Е.П., Шимичев А.С. Технология профессионального портфолио при формировании межкультурной компетенции будущих учителей иностранного языка // Язык и культура. — 2017. — №39. — С. 167-179. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30784981
  7. Козлова А.А. Формирование межкультурной компетенции у студентов-бакалавров лингвистики на уроках лингвострановедения // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. — 2017. — №.6 (785). — С.91-98. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36294053
  8. Малахова И.А. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе университетского образования. — Минск: Республиканский институт высшей школы, 2018, — С. 264-270. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34906289
  9. Новицкая А.В. Формирование общекультурной компетентности аспирантов в системе многоуровневого образования:  автореферат дис… канд. пед. наук: 13.00.08, Ставрополь, 2012. 27 с.
  10. Сысоев П.В. Пересматривая конструкт межкультурной компетенции: обучение межкультурному взаимодействию // Язык и культура. — 2018. — № 43. — C. 261-281. DOI: 10.17223/19996195/43/16
  11. Санина Л. В.,. Чупров С. В, Лоскутова Т. А. Развитие высшего образования в России: тенденции, перспективы, инновации // Известия Иркутской экономической академии. — 2016. — Том 26, №4. — С.676-680. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27323216
  12.  Рассада С.А., Савельева О.А., Фрезе О.В. Средства развития межкультурной компетенции студентов-бакалавров языкового факультета вуза // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2018. — №2 (32). — С. 129-133. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2018.32.129
  13. Федоров  А. В. Медиаобразование: История, теория и методика. Ростов н/Д.: Изд-во ЦВВР, 2001. — 708 с.
  14. Фурманова В.П., Ферстяев А.И. Развитие межкультурной компетенции у студентов-бакалавров на основе концептуальной модели // Язык и культура. — 2019. — №42. — C. 226–242. DOI: 10.17223/19996195/42/14
  15. Цеунов К.С. Обзор модели формирования межкультурной компетенции будущих специалистов по связям с общественностью // Мир науки, культуры, образования. — 2013. — №1 (38). — С. 110-114. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18910064
  16. Цвик И.О. Теоретические и прикладные аспекты формирования межкультурной компетенции филологов. Монография. — М.: «Флинта», 2018. — 236 с.
  17. Черняева И.В. Использование мобильных технологий в формировании межкультурной компетенции будущего бакалавра направления «Информационная безопасность» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2016. — № 11-2 (65). — C. 209-214. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27185757
  18. Шевченко А.И. Методика формирования межкультурной компетенции в профессионально-ориентированной образовательной среде у студентов-бакалаврой неязыкового профиля // Казанский педагогический журнал. — 2019. — №2. — С. 25-29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38191192
  19. Butova Y.V., Khan N.N., Illarionova L.P., Moldazhanova A. Characteristics of Art Higher Education Institution Students’ Social Competence // International Education Studies. — 2015. — Vol. 8, №3. — P. 212-219. DOI:10.5539/ies.v8n3p212
  20. Deardorff  D.K. Identification and assessment of intercultural competence as a student outcome of internationalization // Journal of Studies in International Education. — 2006. -№10 (3). — P. 241-266.  DOI: https://doi.org/10.1177/1028315306287002
  21. Hammer М.R. The Developmental paradigm for intercultural competence research // International Journal of Intercultural Relations. — 2015. — Vol. 48. — P.12-13. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2015.03.004
  22. Pedersen P. J. Assessing Intercultural Effectiveness Outcomes in a Year-Long Study Abroad Program //  International Journal of Intercultural Relations. — 2010. — № 34. — P. 70-80. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2009.09.003
  23. Stemler S.E., Imada Т., Sorkin C. Development and Validation of the Wesleyan Intercultural Competence Scale (WICS): A Tool for Measuring the Impact of Study Abroad Experiences // Frontiers: the Interdisciplinary Journal of Study Abroad. — 2014. — Vol. XXIV. — P. 27. DOI: 10.36366/frontiers.v24i1.335
  24. Schönhuth М. Glossar: Kultur und Entwicklung—Ein Vademecum durch den Kulturdschungel (Ausgabe 4). URL: https://www.kulturglossar.de/html/links.html (дата обращения: 15.09.2020)

Библиографическая ссылка:

Виниченко В.А. Контекстный подход в формировании межкультурной компетенции бакалавров по рекламе и связям с общественностью // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4. – С.381-393. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.33