ISSN 2409-7616

Быков А.К.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ: ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.16

Быков Анатолий Карпович —доктор педагогических наук, профессор, заместитель проректора по дополнительному профессиональному образованию, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия, SPIN-код: 1838-6360, E-mail: akbykov@mail.ru

Аннотация. В статье патриотическое воспитание детей и молодежи интерпретируется как  систематическая и целенаправленная деятельность субъектов воспитательной деятельности по формированию у  подрастающего поколения любви к Родине, высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, патриотически направленной деятельности. Автор считает, что под формированием системы патриотического воспитания правомерно понимать процедуру ее динамичного совершенствования, качественных приращений в целостности и полноте взаимосвязей между его структурными компонентами, внешне проявляющейся в повышении уровня патриотического сознания и деятельностной активности людей. Патриотизм как социальное чувство носит индивидуально-личностный, глубоко интимный характер. Как значимое, дорогое и святое чувство, патриотизм наполняется субъективными смыслами на уровне бессознательного и осознанного и занимает одно из наиболее важных мест в ценностной иерархии человека. Процессный подход предполагает комплексную и поэтапную реализацию компонентов патриотического воспитания субъектами педагогической деятельности как педагогического процесса: целевого, субъектно-объектного, содержательного, технологического, аналитико-результативного. Другая характеристика процессного подхода – это восприятие процесса в качестве элемента организации деятельности субъектов деятельности, выделение в патриотическом воспитании фаз, стадий и этапов.

Ключевые слова: патриотизм; патриотическое воспитание; патриотическое сознание; процессный подход; педагогический процесс; дети; молодежь; система образования; подрастающее поколение.

Литература:

  1. Быков А.К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ // Педагогика. — 2011. —  №1. — С. 14-24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16358873
  2. Быков А.К. Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: исторические и культурологические аспекты воздействия на социализацию детей и молодежи // Мир образования — образование в мире. – 2015. — №1. – С. 6-10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23457205
  3. Буковшина О.Н. Школа – центр патриотического воспитания // Воспитание школьников. – 2016. – № 1. – С. 40-42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25406251
  4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] / URL: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (Дата обращения: 01.08.2020)
  5. Горбунов В.С. Педагогика патриотизма как фактор формирования гражданского общества в России // Воспитание школьников. – 2017. – № 5. – С. 49-58. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29816913
  6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: монография — М.: Просвещение, 2009. — 26 с.
  7. Егорычев А.М., Мардахаев Л.В., Ахтян А.Г., Шимановская Я.В. Основы гражданственности и патриотизма в истории нашего отечества // ЦИТИСЭ. — 2019. — №4 (21). — С. 467-476. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.44  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41385144
  8. Егорычев А.М. Нравственность как основа отечественного социального воспитания подрастающего поколения (социально-исторический анализ) // Профилактика зависимостей. — 2016. — № 1 (5). — С. 38-45. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26139697
  9. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.  — М.: Росвоенцентр, 2003. — 25 с. ISBN 5-85597-028-0
  10. Корнилова М.Ю. Патриотическое воспитание курсантов морского вуза на традициях города-героя: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.08.   — Великий Новгород: Новгородский технопарк, 2017.  — 22 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30441271
  11. Краевский В.В. Методология и методы педагогических исследований // Педагогика; под ред. П.И. Пидкасистого. —  М.: Педагогическое общество России, 1998. —  С. 64-78.
  12. Кулемина Л.Б.  Размышления о патриотическом воспитании… // Образование и право, 2020. — № 1. – С. 17-21. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42633829
  13. Лопуха Т.Л., Соломатин Е.В. Война и идеология // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 59-2. — С. 180-184. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35204288
  14. Лутовинов В.И. Критерии и показатели патриотического воспитания (системный педагогический анализ) // Вестник ВЭГУ. — 2008. —  № 3(35). — С. 45-53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12920861
  15. Мардахаев Л.В. Нравственные основы личности современного офицера // Вестник академии военных наук. – 2015. – № 3. – С. 53-58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27177804
  16. Мусс Г.Н. Воспитание патриотизма подростка во внеурочной деятельности: автореферат дис… канд. пед. наук: 13.00.01, Оренбург, 2008. — 24 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15866741
  17. Новиков А.М., Новиков Д.А.  Методология научного исследования. — М.: Либроком, 2009. — 280 с. ISBN  978-5-397-00849-5
  18. Патриотическое воспитание молодежи в современной России: матер. Всероссийской научно-практической конф. с международным участием, посвященной 50-летию организации поискового движения на Белгородчине / Отв. ред. З.З. Мухина, С.В. Канныкин. — Старый Оскол: СТИ НИТУ «МИСиС», 2019. – 289 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37121376
  19. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. —  М.: Большая рос. энцикл., 2002. — 527 с. ISBN 5-85270-230-7
  20. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях: Учебное пособие // А.Н. Вырщиков, С.Н. Климов, М.Б. Кусмарцев, И.В. Метлик, и др. / под общ. ред. А.К. Быкова и В.И. Лутовинова.  — М.: Планета, 2010. — 336 с. ISBN 978-5-91658-109-6
  21. Сиволобова Н.А. Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи: опыт и инновации: монография. — Ставрополь: Изд-во СГПУ, 2017. — 136 с. ISBN 978-5-9500789-9-6
  22. Федосеева И.А., Перевозкина Ю.М., Добродомов Р.Н. Концептуальные основы патриотического воспитания // ЦИТИСЭ.  – 2018. — № 1 (14). — С. 14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35217407
  23. Федосеева И.А. К вопросу о сохранении преемственности в воспитании кадета как будущего офицера // ЦИТИСЭ. — 2018. — № 4 (17). — С. 9. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36709992

Библиографическая ссылка: 

Быков А.К. Патриотическое воспитание детей и молодежи: процессный подход // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 3. – С.179-190. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.16