ISSN 2409-7616

Егорычев А.М., Шимановская Я.В., Кретинин А.С.

ПРОЦЕССЫ И ТЕНДЕНЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.49

Егорычев Александр Михайлович — доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и организации работы с молодёжью, Российский государственный социальный университет, Москва, Россия, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7497-4508, E-mail: chelovekcap@mail.ru

Шимановская Янина Васильевна — кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной работы, Российский государственный социальный университет, Москва, Россия, SPIN-код: 6994-6579, E-mail: ya1873@yandex.ru

Кретинин Александр Сергеевич — генеральный директор, председатель правления РОО «Центр инновационных технологий и социальной экспертизы», Москва, Россия, SPIN-код: 8090-6270, E-mail: cit-sr@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся необходимости разработки деонтологии социальной педагогики, как важного направления, определяющего должное поведение специалистов, чья деятельность связана с воспитанием и социализацией подрастающего поколения в России. Прежде всего, авторы обращают внимание на мировые процессы и тенденции, которые определяют развитие государств и народов планеты Земля. Они убеждены, что процессы и тенденции мирового сообщества, также воздействуют на развитие деонтологических идей в современном мире, определяют систему социальных отношений в обществе.  Сегодня получают все большее распространение и утверждение в социуме рыночные отношения, что  ведет к формированию соответствующей системы индивидуального и коллективного поведения человека, характеризующегося эгоистической и частнособственнической ориентированностью. В конечном результате в обществе происходит окончательный разрыв всех связей с историческими традиционными смыслами и ценностями, повсеместно начинает утверждаться господство рыночной культуры. Авторы приходят к пониманию того, что в своей базовой основе, личностно-профессиональные отношения, специалиста социальной сферы (социального педагога, социального работника, организатора работы с молодежью), должны опираться на философию и идеологию своей отечественной национальной культуры. Именно отечественная культура содержит в себе те смыслы и ценности, которые должны определять развитие деонтологической культуры российского общества. Социальная педагогика, социальная практика является наиболее эффективным направлением, имеющим огромные  педагогические возможности по гармонизации человека и всего окружающего его социального пространства. Данное обстоятельство, актуализирует необходимость разработки деонтологии социальной педагогики, которая должна стать универсальной дисциплиной, определяющей личностно-профессиональные отношения всех специалистов социальной сферы, которые имеют отношение к подрастающему поколению  России.

Ключевые слова: деонтология, личностно-профессиональные отношения, специалист социальной сферы, социальная педагогика, национальная культура.

 

Литература:

  1. Аминов С.Р. Русская идея в отечественной культуре XIX века. Диссер. на соиск. уч. ст. канд. культурол. – Нижневартовск, 2005. – 148 с.
  2. Баранов Н.А. Любовь в системе общечеловеческих ценностей // Организмы и механизмы: проблемы управления в социальных и технических системах: Материалы междисциплинарного научного семинара. — СПб.: Изд-во «Книжный дом», 2003. — С. 164-167.
  3. Гребенникова В.М. Деонтологический подход к развитию профессионально-коммуникативной культуры руководителей общеобразовательных школ в системе повышения квалификации. Дисс… д. пед. н. по спец. 13.00.08 / Вероника Михайловна Гребенщикова. – М.: РГСУ, 2012 – 318 с.
  4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: Изд-во: «Книга», 1991. — 574 с. ISBN: 5-212-00482-9.
  5. Духовность и социальное служение. Ценностный мир российской молодежи: коллективная монография: в 3 т. Т. 1 / под ред. Т.К. Ростовской, А.М. Егорычева / Т.К. Ростовская, А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, др. — М.: Перспектива, 2018. — 296 с.
  6. Егорычев А.М. Россия и мировая цивилизация начала XXI века: философские и социокультурные основы построения стратегии социального развития // Учёные записки Российского государственного социального университета. – 2015. — Том 14. — № 1 (128). – С. 78-89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23306615
  7. Егорычев А.М., Ростовская Т.К., Кретинин А.С. Духовность русской культуры как базовый фактор новой государственной молодежной политики России // ЦИТИСЭ. – 2018. — № 1(14). – С. 27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35217420
  8. Егорычев, А.М., Ивоева, А.В. Особенности становления и развития педагогической деонтологии // Ученые записки РГСУ. – 2017. — Том 16. — № 1(140). – С. 107-114. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29118485
  9. Жукова О.А. Философия русской культуры. Метафизическая перспектива человека и истории: монография. – М.: ЛитРес. 2017. — 730 с.
  10. Кертаева Г.М. Основы педагогической деонтологии: учеб. пособ. – Павлодар: ПГУ. – 238 с.
  11. Кертаева Г.М., Мардахаев Л.В. Формирование деонтологической направленности сознания будущих педагогов // ЦИТИСЭ. – 2015. — № 4 (4). – С. 17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25345881
  12. Ильин И.А. Почему мы верим в Россию: Сочинения. — М.: Эксмо, 2008. — 912 с.
  13. Леви-Стросс Клод. Структурная антропология [электронный ресурс] / URL: https://www.russiapost.su/archives/54499 (Дата обращения: 14.12.2019).
  14. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Леонтьев К.Н. Полное собрание сочинений и писем: в 12-ти т. — СПб.: Владимир Даль, 2005. Т. 7. Кн. 1. — С. 300-443.
  15. Леонтьев К.Н. Культурный идеал и племенная политика // К.Н. Леонтьев. Восток, Россия и Славянство. — М.: Республика, 1996. — С. 600-625.
  16. Мардахаев Л.В. Деонтология социальной педагогики, ее сущность и содержание // Социальная политика и социология. – 2011. — № 11. – С. 208-222. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=33732568
  17. Рыскельдиева Л.Т. Деонтология в истории философии. – Симферополь: Таврия, 2004. – 384 с.
  18. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. — М.: Просвещение, 1968. — 557 с.
  19. Кертаева Ғ.М. Ұстаз қызметіндегі педагогикалық деонтология. — Монография. Алматы: «Ғылым» ғылыми баспа орталығы, 2002. — 224 с.
  20. Egorychev A.M. National spiritual traditions in the formation of the russian system of education // Russian education and society. – 2011. — Т. 53. — № 5. — С. 12-22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17002113
  21. Egorychev A.M. Society and Education in the Early of XXIth Century: Integration of Tradition and Innovation / L.V. Mardakhaev, A.I. Rybakova, S.N. Fomina, V.V. Sizikova // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2014. Т. 5. — № 2. — С.82-91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24047809

 

Библиографическая ссылка:

Егорычев А.М., Шимановская Я.В., Кретинин А.С. Процессы и тенденции, определяющие развитие деонтологических идей в современном мире // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 5. – С. 536-547. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.49