ISSN 2409-7616

Харитонов П.И.

О СВЯЗИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ С РАЗВИТИЕМ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ИССЛЕДОВАНИЯХ

УДК 371

Харитонов П.И.1 (Москва, Россия) — pi.kharitonov@mpgu.su

1Московский педагогический государственный университет

Аннотация. Каждая эпоха формирует свою уникальную воспитательную систему, которая соответствует её социально-экономическим особенностям. В современном мире, где общество развивается с невероятной скоростью, возрастает потребность в людях, способных к творчеству и инновациям. Это требует формирования у каждого человека потребности в творческом самовыражении и разработки государственной политики, направленной на создание условий для творчества. Однако вместе с обогащением образовательной программы информацией возникает опасность духовного обнищания личности. Именно поэтому в российском образовании происходит смена приоритетов и переход к гуманитарной парадигме. Она направлена на воспитание человека культуры, формирование его ценностных ориентаций и развитие духовной сферы личности ребёнка. Поэтому поиск эффективных путей и средств развития духовности у детей становится особенно актуальным. Развитие творческих способностей у младших школьников обусловлено особенностями умственного, физического, психического и эмоционального совершенствования. Определенную специфику накладывает процесс перехода ребенка от дошкольного к школьному обучению, период адаптации. Далее сопоставим особенности развития в младшем школьном возрасте с развитием творческих способностей. Попытки охарактеризовать феномен творчества как фактора социального прогресса в фундаментальном философском плане впервые были предприняты еще античными философами. Анализ общей и специальной литературы позволил выявить ряд характеристик творчества с позиций трех наук — философии и психологии и педагогики. Как созидательная деятельность творчество имеет характеристики неповторимости, оригинальности и уникальности. Творческий процесс направлен на изменения в жизни под воздействием, доминирующей в то или иное время идеологии. В основе любого творческого процесса лежит вдохновение, предполагающее отсутствие прагматической цели. Творчество, в отличие от креативности, имеет фундаментальную основу. Креативность подчиняется прагматическим целям.

Ключевые слова: младшие школьники, творческие способности детей, феномен творчества, самостоятельность, креативность, психолого-педагогическая литература.

Список источников:

  1. Бухарова И.С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста: учеб. пособие для академического бакалавриата / И. С. Бухарова. — М.: Юрайт, 2024. — 119 с.
  2. Осипова М.Б. Художественно-эстетическое воспитание как основа развития творческих и креативных способностей обучающихся начальной школы // Успехи современной науки. 2016. Т. 1, № 10. С. 100-102. URL: https://www.elibrary.ru/smgqdr
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: АСТ, 2005. — 670 с. ISBN 5-17-027239-1
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб: Питер, 2024. — 705 с. ISBN 978-5-4461-1063-6
  5. Талызина Н.Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников: учебное пособие для вузов / Н.Ф. Талызина. — М.: Юрайт, 2024. — 172 с. URL: https://www.elibrary.ru/bajxop
  6. Большая психологическая энциклопедия. Самое полное современное издание: более 5000 психологических терминов и понятий / А. Б. Альмуханова и др.. — М.: Эксмо, 2007. — 542 с.
  7. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретическое основание преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. 2018. № 1. С. 3-18. URL: https://www.elibrary.ru/qjanok
  8. Харитонов П.И. Развитие творческих способностей младших школьников с помощью IT-технологий // материалы Международной научно-практической интернет-конференции. — М.: Московский педагогический государственный университет, 2022. — 874 с. URL: https://www.elibrary.ru/ovpvfh
  9. Бородина Л.К., Яшина Л.К. Инновационные технологии в профессиональном образовании // Педагогическая наука и практика. 2016. № 4 (14). С. 87–90. URL: https://www.elibrary.ru/ylxxax
  10. Шерайзина Р.М., Донина И.А., Поломошнова С.А.  Проектная организация духовно-нравственного воспитания школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 334-337. URL: https://www.elibrary.ru/miujkp
  11. Коськов С.Н. Историчность, социальность и конвенциональность развития науки // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2023. № 3 (65). С. 41-47. DOI: 10.26456/vtphilos/2023.3.041
  12. Костюкова О.С. Концепция творческого развития младших школьников в системе дополнительного образования // Известия института педагогики и психологии образования. 2023. № 4. С. 76-82. URL: https://www.elibrary.ru/bztdfk
  13. Желдакова Т.А. Развитие творческой личности в условиях дополнительного образования // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2024. Т. 2. № 16-3. С. 152-155. URL: https://www.elibrary.ru/jagjud
  14. Клепиков В.Н. Создание и воссоздание креативных идей в творческом развитии школьников // Школьные технологии. 2023. № 4. С. 49-56. URL: https://www.elibrary.ru/omuhcv
  15. Мишина И.Б., Оржековский П.А., Степанов С.Ю. Творческое мышление учащихся: оценка динамики развития // Химия в школе. 2021. № 3. С. 20-23. URL: https://www.elibrary.ru/ivzrcv

Библиографическая ссылка: Харитонов П.И. О связи самостоятельности с развитием творческих способностей у младших школьников в психолого-педагогической литературе и исследованиях // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 688-696.