Шляпина С.Ф.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ВУЗЕ [In English]
УДК 378.14.015.62
Шляпина С.Ф.1 (Тюмень, Россия) -shlyapina.sf@gausz.ru
1Государственный аграрный университет Северного Зауралья
Аннотация. Многие исследования общественного мнения показывают, что в обществе существует потребность уделять внимание воспитанию молодежи, формированию патриотизма, развитию традиционных духовно-нравственных ценностей, знанию ею своих гражданских прав и обязанностей. Для этого на государственном уровне принимаются важные решения, утверждаются нормативные документы (стратегии), в учебные планы образовательных организаций вводятся новые курсы. Статья представляет собой анализ опыта преподавания дисциплины «Основы российской государственности» в Государственном аграрном университете Северного Зауралья. В статье соотносятся потребности и ожидания общества от системы образования в вопросах воспитания молодежи, выявленные в ходе социологических исследований. Многие из них включены в содержание нового курса. Например, подходы и методы формирования патриотизма, гражданской идентичности, приверженности традиционным духовно-нравственным ценностям. В исследовании использован теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований, опрос студентов первого курса Аграрного университета Северного Зауралья, изучавших курс «Основы российской государственности» в 2023-2024 учебном году. В статье представлены результаты изучения удовлетворенности студентов курсом, темы, вызывающие наибольший интерес или наибольшие затруднения. Автор приходит к выводу, что формирование патриотизма, гражданской идентичности и приверженности духовно-нравственным ценностям в студенческой среде может быть эффективно реализовано в рамках курса «Основы российской государственности».
Ключевые слова: основы российской государственности, патриотизм, духовно-нравственные ценности, гражданская идентичность.
Список источников:
- Ai L.A., Wink P. Introduction. In: Assessing Spirituality in a Diverse World. Switzerland, Springer , 2021. P. 3-14. DOI: 10.1007/978-3-030-52140-0_1
- Алексеева М.В., Подройкина И.А. Правовой аспект формирования безопасной информационной среды, способствующей распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей// Правовой порядок и правовые ценности. 2023. № 2. С. 24-33. DOI: 10.23947/2949-1843-2023-1-2-24-33
- Богомолова А.В., Пикалова О.С., Найденова Е.А. Формирование гражданской идентичности молодого поколения: результаты анализа фокус-групп с педагогическим сообществом // Общество: социология, психология, педагогика. 2024. № 1. С. 16-22. DOI: 10.24158/spp.2024.1.1
- Бойко П.Е., Галустьянц Г.Л. О философско-историческом содержании курса «Основы российской государственности» // Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 4 (474). С. 85-90. DOI: 10.47475/1994-2796-2023-474-4-85-90
- Бондаренко Н.В. Анализ знаний по истории России и мира при изучении дисциплины «Основы российской государственности» у студентов 1 курса Тувинского государственного университета // ЦАЧ. 2024. № 6. С. 29-33. DOI: 10.24412/cl-37216-2024-6-29-33
- Buehrer E. Teaching and promoting tolerance. 31, 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gogateways.org/articles/2018/1/31/teaching-and-promotion-tolerance (Дата обращения: 28 ноября 2024).
- Буранок С.О., Токмакова П.Д. Подходы к формированию гражданской идентичности в образовательном процессе // Studia Humanitatis. 2021. № 3. С. 6. URL: https://elibrary.ru/mnwhph
- Coleman III, Jong J. Counting the Nonreligious: A Critical Review of New -Measures. In: Assessing Spirituality in a Diverse World. — Switzerland: Springer, 2021. — P. 87-116.
- Erdogdu M.Yu. Yuksel Roles of achievement, impulsecontrol, gender, and democratic parenting as predictors of friendship quality among students // Social Psychology and Society. 2022. No.13, P. 174-188. URL: https://elibrary.ru/bxsjnf
- Галимуллина Н.М., Вагаева О.А. Внедрение дисциплины «Основы российской государственности» в образовательный процесс высшей школы: восприятие студентами и методика преподавания // Концепция. 2024. № 4. С. 235-250. DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11054
- Гуляев А.А. Значение новой дисциплины «Основы российской государственности» в вузах // Власть. 2023. № 5. С. 100-103. DOI: 10.31171/vlast.v31i5.9785
- Houtman D., Tromp P. The Post-Christian Spirituality Scale (PCSS): Misconceptions, Obstacles, Prospects. In: Assessing Spirituality in a Diverse World. — Switzerland: Springer, 2021. — P.35-57. DOI: 10.1007/978-3-030-52140-0_3
- Иерусалимский Ю.Ю., Попова А.В. Значение традиционных ценностей в преподавании курса «Основы российской государственности» // Вестник государственного педагогического университета. Серия: История и политические науки. 2024. № 1. С. 35-46. DOI: 10.18384/2949-5164-2024-1-35-46
- Илларионов Г.А., Грицков Ю.В., Морозова О.Ф. и др. Традиционные ценности: связь научной концепции и политического проекта // Социальные и гуманитарные знания. 2023. № 10. С. 71-74. URL: https://elibrary.ru/rlqqnd
- Juwital W., Salim A., Winarno W. Studence Tolerance Behavior in Religiours-Based Primary School: Gender Perspective // International Journal of Educational Research Review. 2018. Vol. 3, Issue 3. P. 51-58.
- Каджиков Р.Н. Традиционные семейные ценности как основа формирования нравственной культуры молодежи // Современные социально-экономические процессы: проблемы, тенденции, перспективы развития регионов. 2023. № 1. С. 126-128. DOI: 10.24412/cl-37063-2023-126-128
- Милькевич О.А., Рябцев А.В. Формирование традиционных духовно-нравственных ценностей личности: анализ проблемы // Гуманитарные науки. 2023. № 2 (62). С. 31-36. URL: https://elibrary.ru/twacvl
- Миназова В.М., Магомедова З.З., Аушева М.Б. Технологии формирования гражданской идентичности подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73-2. С. 134-137. URL: https://elibrary.ru/objzpr
- Nartova-Bochaver S., Donat M., Ruprich C. Subjective Well-Being a Just-World Perspective: A Multi-Dimensional Approach in a Student Sample // Frontiers in Psycholigy. 2019. Vol. 10. DOI: 10/2289/fpsyg.2019.01739
- Пляйс Я.А. Система духовно-нравственных ценностей как национальная идеология и основа отечественного гуманитарного образования и воспитания// Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023. № 6. С. 6-14. DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-6-6-14
- Рыбаков С.В. Предпосылки создания, цели и задачи курса «Основы российской государственности» // Казачество. 2024. № 74 (1). С. 98-107. URL: https://elibrary.ru/gtfcqs
- Седаев П.В., Устинкин С.В., Кочкуров А.С. Традиционные ценности соборности и государственности как одна из основ становления российской государственности // Власть. 2022. № 4. С. 43-46. DOI: 10.31171/vlast.v30i4.9122
- Семенкова С.Н. Необходимость патриотического воспитания в современных условиях// Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2 (87). С. 101-103. DOI: 10.24412/1991-5497-2021-287-101-103
- Шестов Н.И. Риски формирования и возможности мониторинга приверженности молодых россиян традиционным ценностям российского общества// Известия Саратовского государственного университета. Серия ноябрь. Серия. Социология. Политология. 2022. № 4. С. 448-452. DOI: 10.18500/1818-9601-2022-22-4-448-452
- Шляпина С.Ф. Модель педагогического сопровождения духовного самоопределения личности студентов как одна из основ проектирования курса «Основы российской государственности» // Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 10 (480). С. 79-85. DOI: 10.47475/1994-2796-2023-480-10-79-85
- Щиголева Н.В. Формирование патриотизма как психолого-педагогическая проблема // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-2. С. 318-323. URL: https://elibrary.ru/djorvk
- Sugihartati R., Suyanto B., Hidayat M.A. et al. Habitus of Institutional Education and Development in Intoierance Attitude among Student //Talent Development and Excellence. 2020. Vol. 12. no 1. pp. 1965-1979.
- Ташлыкова Н.Ю. О концептуальных основах курса «Основы российской государственности» // Миссия исповеданий. 2023. № 72. С. 47-53. URL: https://elibrary.ru/qvpqsk
- Трифонов Ю.Н. Формирование патриотизма: политико-идеологические смыслы и технологии // Известия Саратовского университета. Серия ноябрь. Серия: Социология. Политология. 2021. № 2. С. 211-217. DOI: 10.18500/1818-9601-2021-21-2-211-217
- Турсункулова С. Значимость формирования патриотизма учащихся в школе // Вестник науки и практики. 2021. № 9. С. 571-575. DOI: 10.33619/2414-2948/70/58
Библиографическая ссылка: Шляпина С.Ф. Формирование гражданской идентичности и традиционных ценностей: опыт преподавания основ российской государственности в вузе // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 640-650.