ISSN 2409-7616

Абаева Ф.Б.

РОЛЬ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ АДАПТАЦИИ К МЕХАНИЗМАМ УСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗНАНИЙ

УДК 378

Абаева Ф.Б.1 (Владикавказ, Россия) — abaevafb@mail.ru

1Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

Аннотация. Статья посвящена исследованию процесса эффективной реализации технологии проблемного обучения в условиях адаптации к механизмам усвоения учебных знаний. Реализация в процессе обучения принципа адаптации к механизмам усвоения учебного материала позволит более эффективно управлять данным процессом, предупредить и своевременно ликвидировать возникающие отклонения, будет способствовать повышению возрастных возможностей освоения предметных знаний, тем самым оказывая благоприятное влияние на интеллектуальное развитие школьников. На данный момент времени не существует четкой программы реализации принципа адаптации к механизмам усвоения, она все еще нуждается в доработке и развитии. Но неоспоримо то, что в процессе образования необходимо использовать технологию проблемного обучения и на этой основе развивать структуру обратной связи между учащимися и учителем. Внедрение проблемно-ситуативного подхода в образовательный процесс является более эффективным и результативным для учащихся старших классов. Это связано с тем, что у учащихся младших классов даже при сопоставлении ассоциаций, относящихся к одной группе, возникают огромные сложности и затруднения. Данная точка зрения, также подтверждается и в трудах многих исследователей, которые отмечают, что чем более взрослым становится ребенок, чем большим количеством знаний он овладевает, тем быстрее протекает у него процесс обобщения единичных факторов и тем быстрее он может раскрывать их сущность. Таким образом, для повышения качества образования в условиях адаптации к механизмам усвоения учебных знаний педагогу необходимо целенаправленно овладевать и осваивать концепцию проблемного обучения, используя ее как базу для преподавания знаний учащимся, так как именно проблемное обучение выступает в качестве инвариантной части поэтапного формирования учебных действий.

Ключевые слова: обучение, образование, технология проблемного обучения, адаптация к механизмам усвоения учебных знаний.

Список источников:

  1. Балыгина Е.А., Горина Е.Е., Ефременко Л.В. [и др.] Компетентностные потребности субъектов образовательного пространства и условия их удовлетворения: психологический аспект // Человеческий капитал. 2023. № 12-1 (180). С. 65-79. URL: https://elibrary.ru/mciqje
  2. Безъязыкова Н.В. Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы // Образование и воспитание. 2020. № 1 (27). С. 17-19. URL: https://elibrary.ru/lazpnx
  3. Белалов Р.М. Изучение особенностей педагогического контроля обученности школьников // Образовательный вестник Сознание. 2021. Т. 23, № 2. С. 25-30. URL: https://elibrary.ru/pxzrns
  4. Бердникова Е.М. Технология проблемного обучения как способ реализации проектной деятельности в школе // Историко-педагогические чтения. 2022. № 26. С. 224-228. URL: https://elibrary.ru/sygwri
  5. Беспалько В.П. Качество образования и качество обучения // Народное образование. 2017. № 3-4 (1461). С. 105-113. URL: https://elibrary.ru/yrjmzh
  6. Буторин Д.Н. Реализация компетентностного обучения на основе проблемного подхода в программной среде // Образовательные технологии и общество. 2011. Т. 14, № 4. С. 280-295. URL: https://elibrary.ru/ongxvh
  7. Исабаева А.С., Садыкова А.А. Технология проблемного обучения как инновационное направление в современном образовательном процессе // Научно-практические исследования. 2020. № 3-1 (26). С. 50-53. URL: https://elibrary.ru/xngjtw
  8. Калинина Г.П., Ручкина В.П. Некоторые аспекты современного урока // Специальное образование. 2018. № 1 (49). С. 6-15. URL: https://elibrary.ru/yulgxn
  9. Клюева Г.А. Некоторые аспекты организации процесса обучения, ориентированного на результат // Среднее профессиональное образование. 2015. № 8. С. 18-21. URL: https://elibrary.ru/ulerqb
  10. Митрохина С.В., Романов В.А. Развитие самостоятельной деятельности учащихся как высшая форма самоорганизации личности // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2016. № 24 (43). С. 66-74. URL: https://elibrary.ru/xayihr
  11. Мохорт А.В. Технология проблемного обучения и методические приемы создания проблемных ситуаций в процессе обучения // Экономика и социум. 2020. № 3 (70). С. 409-413. URL: https://elibrary.ru/erzydu
  12. Перикова Е.И., Бызова В.М. Система психической саморегуляции учебной деятельности: метакогнитивный подход // Сибирский психологический журнал. 2021. № 79. С. 15-29. URL: https://elibrary.ru/wophou
  13. Петрова М.А. Модульная технология в аспекте проблемного обучения // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2007. № 18. С. 160-167. URL: https://elibrary.ru/rscowl
  14. Савичева И.А., Терехова С.А. Современные образовательные технологии // ЦИТИСЭ. 2024. № 3 (41). С. 234-244. URL: https://elibrary.ru/rscowl
  15. Цораева Ф.Н. Педагогические условия повышения воспитательного потенциала образовательных технологий // ЦИТИСЭ. 2023. № 4 (38). С. 273-280. URL: https://elibrary.ru/toyvxq

Библиографическая ссылка: Абаева Ф.Б. Роль проблемного обучения в условиях адаптации к механизмам усвоения учебных знаний // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 622-630.