ISSN 2409-7616

Зырянова И.М., Генварева Ю.А.

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИКТОРИННОГО МЕТОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА

УДК 378.147

Зырянова И.М.1 (Омск, Россия) — zyrianovaim2@mail.ru; Генварева Ю.А.2 (Оренбург, Россия) — genvar@mail.ru

1Омский государственный университет путей сообщения

2Приволжский государственный университет путей сообщения

Аннотация. Развитие современного инновационного производства нуждается в инженерных работниках с развитыми цифровыми и профессиональными компетенциями, что определяет необходимость существенных изменений в организации образовательного процесса вуза. В настоящее время существует необходимость в развитии активных технологий, теоретически обоснованных методик, направленных на формирование способностей студентов младших курсов инженерного вуза к творческой, самообразовательной деятельности.   В статье обосновывается возможность использования игровых технологий, способствующих повышению познавательного интереса к изучению дисциплин естественнонаучного цикла и развитию положительной учебной мотивации. Викторина рассматривается как игровая форма обучения и контроля образовательных достижений и эрудиции обучающихся, как важный фактор формирования интереса и мотивации студентов младших курсов. Целью работы является определение возможностей использования викторинного метода при обучении студентов инженерного вуза. В викторинном тестировании приняли участие студенты первого курса инженерных специальностей (n1=169, n2=92). Приведены примеры викторинных вопросов, авторами проводится анализ результатов с применением методов математической статистики. Полученные результаты и их обсуждение могут быть полезны для поиска и корректировки банка викторинных вопросов. Практическая значимость и особенность нашей работы заключается в предлагаемой методике проведения мероприятия викторинного типа с целью контроля освоения тем и разделов учебной дисциплины, повышения заинтересованности студентов младших курсов инженерного вуза в изучении естественнонаучной дисциплины.

Ключевые слова: викторина, метод, статистический анализ, тестирование, студенты, инженерный вуз.

Список источников:

  1. Андрюхина Л.М., Ожиганова Д.О. Креативный потенциал будущих педагогов: диагностика и преодоление барьеров развития // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 4 (12). С. 75-91. DOI: 10.17853/2686-8970-2022-4-75-91
  2. Хацринова О.Ю. Компетентность к инновационной инженерной деятельности: методический аспект // Евразийский Союз Ученых. 2019. T.3 (60). С. 26-29. URL: https://elibrary.ru/tdpipt
  3. Зырянова И.М., Генварева Ю.А., Марченкова Н.Г.  Метод учебных проектов как средство формирования общекультурных и цифровых компетенций студентов младших курсов инженерного вуза // ЦИТИСЭ. 2024.  № 2.  C. 52-63. URL: https://elibrary.ru/xicikx
  4. Данильченко М.А., Мухина М.В., Булаева М.Н. [и др.] Возможности использования игровых интерактивных методов в образовательном процессе вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 4(33).  С. 183-187. DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0038
  5. Малахова О.Ю., Зырянова И.М., Генварева Ю.А. [и др.] Медиатехнологии как средство повышения мотивации студента к обучению в техническом вузе // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2024. № 10 (236). С. 17-21. URL: https://elibrary.ru/cphlzh
  6. Mozelius P. Games-constuction students experiences of educational games-gaming outcomes and learning outcomes // ICTE Journal. 2018. Vol. 7(2). P. 5-16. DOI: 10.1515/ijicte-2018-0005
  7. Dichev Ch., Dicheva D. Gamifying education: what is known, what is believed andwhat remains uncertain: a critical review // International journal of educational technology in higher education. 2017. Vol. 14. P. 9. DOI: 10.1186/s41239-017-0042-5
  8. Черноталова К.Л. Практика разработки и внедрения игровых технологий при изучении дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» в техническом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт».  2018.  № 8. С. 562–571. DOI: 10.24422/MCITO.2018.8.15644
  9. Журавская Е.А. Внедрение игровых технологий для обучения студентов ВУЗа // Миссия конфессий. 2024. Т. 13, № 1(74). С. 192-197. URL: https://elibrary.ru/otfybd
  10. Макарова Н.В.Игровые технологии обучения на занятиях в высшей школе // Проблемы современного образования. 2021. № 4. С. 239–249. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-239-249
  11. Саунина Е.В. Повторение учебного материала в формате викторины: роль самостоятельной работы // Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. 2019. № 2. С. 169-172. URL: https://elibrary.ru/zgewss
  12. Погуляева И.А. Астрономическая викторина как активный метод преподавания дисциплины «Естествознание» в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. DOI: 10.17513/spno.31293
  13. Кузьмина С.В. Подготовка к проведению викторины на занятиях по английскому языку // Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. 2021. № 4. С. 123-127. URL: https://elibrary.ru/uhkwsb  
  14. Погуляева И.А., Браун В.С. Виртуальный лабораторный практикум как платформа для проведения химической викторины // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 11-2. С. 271-276. DOI: h0.17513/snt.38923
  15. Воробец Т.А., Гердт Е.В., Лобкова Е.В. Литературная викторина как форма привлечения студентов технических вузов к внеучебной деятельности // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8, № 7. С. 705-711. DOI: 10.30853/ped20230108
  16. Шарова Е.В., Мусабекова З.Р., Чевгун Н.И. [и др.] Опыт организации и проведения викторины с элементами олимпиады по химии и биохимии среди студентов стоматологов // Бюллетень науки и практики.  2020. Т. 6, № 6. С. 274-279. DOI: 10.33619/2414-2948/55/36

Библиографическая ссылка: Зырянова И.М., Генварева Ю.А. Возможности использования викторинного метода при обучении студентов младших курсов инженерного вуза // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 515-527.