ISSN 2409-7616

Бахмудов Р.Б.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

УДК 378.17

Бахмудов Р.Б.1 (Москва, Россия) — 89685558666@mail.ru

1Российский государственный социальный университет

Аннотация. Здоровье детей и подростков — богатство нации, наиболее яркий показатель ее благосостояния — оказалось под угрозой. Одной из важнейших причин роста заболеваемости по всем классам болезней стало несоблюдение правил здорового образа жизни, характерное практически для всех возрастных групп. Ситуация усугубляется отсутствием комплексной системы по воспитанию, обучению и формированию здоровой личности, масштабных и эффективных государственных и общественных программ по охране здоровья населения; реформами в системе здравоохранения, снизившими доступность качественного медицинского обслуживания для большинства социальных слоев; «антиздоровьесберегающей» деятельностью коммерческих структур, активно продвигающих образцы нездорового поведения и образа жизни. Чтобы наиболее четко определить понятие «здоровьесберегающее поведение», надо проанализировать его как составную часть поведения в целом, поскольку процесс формирования здоровьесберегающего поведения базируется на основе соответствующих поведенческих принципов.  Рассматривать образ жизни как здоровый или нездоровый можно по отдельным характеристикам и особенно­стям поведения в реальной жизненной ситуации, определяющимся индивидуальными уста­новками, чертами характера и другими свойствами личности.  Для студентов вуза социального профиля значимость парадигмы здорового образа жизни, спортивного стиля значительно возрастает в связи со спецификой будущей профессии: общением с людьми третьего возраста, инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья. Здоровый образ жизни, спортивный стиль, эмоциональная устойчивость – те качества работника социальной сферы, которые, помимо личного примера и образца для пациентов, подопечных, являются гарантией предупреждения и профилактики профессиональной деформации самого работника социальной сферы.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, спортивный стиль, эмоциональная устойчивость, здоровьесберегающее поведение.

Список источников:

  1. Симаева И. Н. Охрана здоровья и образование: институциональный подход / И. Н. Симаева, А.В. Алимпиева. – 2-е издание, исправленное и дополненное. — Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2019. — 299 с. URL: https://elibrary.ru/rkpxga
  2. Петровская Л.А., Полякова Э.Н. Социальная составляющая в восприятии здоровья современных студентов // Мир психологии: научно-методический журнал. 1999. – № 3.  С. 98-106. URL: https://elibrary.ru/bymtzd
  3. Новоян А.В. Формирование самосохранительного поведения студентов в процессе профессиональной психолого-педагогической подготовки: Дис. …  канд. пед. наук. — Калининград, 2006. — 225с.
  4. Фомин Э.А., Федорова Н.М. Стратегии в отношении здоровья // Социологические исследования. 1999. №11. С. 35-40.
  5. Выготский Л.С. Синтез психологии и педагогики — прорыв в образовании: рекомендации выдающегося психолога в помощь детским педагогам.  — М., Амрита-Русь 2019. — 248 с.
  6. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 35.
  7. Маджуга А.Г. Стресс-факторная модель здоровьесозидания // Образование: традиции и инновации. 2023. № 1 (40). С. 87-93. URL:  https://elibrary.ru/osnmdq
  8. Журавлева И.В. Отношение к здоровью индивида и общества. — М.: Наука, Ин-т социологии РАН, 2006. — 237 с.
  9. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Здоровый образ жизни — стереотипные представления и реальная ситуация // Школа здоровья. 2019. № 2. С. 23.
  10. Симаева И.Н., Алимпиева А.В. Охрана здоровья и образование: институциональный подход. Часть 2. — Калининград, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2011. — 162, с. URL: https://elibrary.ru/raoiob
  11. Маджуга А.Г. Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования: Автореф. дис. … докт. пед. наук. – Владимир, 2011. – 45с.,
  12. Буланова Л.Б. Акмеологические условия развития готовности преподавателей к формированию здорового образа жизни студентов медицинского училища: Дис. …  канд. псих. наук. — Шуя, 2006. — 232с.
  13. Гиголаева Т.В. Формирование у студентов педагогического вуза готовности к реализации здорового образа жизни: Дис. …  канд. пед. наук. — Шуя, 2006. — 175с.
  14. Латыпов И.К. Физические качества человека. Развитие… Или воспитание? // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2023. № 4. С. 15-17. URL: https://elibrary.ru/vjscas
  15. Левушкин С.П. Здоровье как основополагающий компонент развития человеческого капитала // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 9 (199). С. 11-14. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p11-15
  16. Масягина Н.В., Начинская С.В. Физическая культура и спорт: непрерывное образование: монография. – М.: Национальный книжный центр, 2012. — 96 с.
  17. Масягина Н.В., Начинская С.В. Профессиональный рост специалиста по физической культуре // Теория и практика физической культуры. 2015. № 2. С. 26-28. URL: https://elibrary.ru/ttmfut

Библиографическая ссылка: Бахмудов Р.Б. Здоровьесберегающее поведение будущих специалистов социальной сферы: принципы формирования // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 456-464.