ISSN 2409-7616

Секинаева Б.Ш.

ОЛИМПИАДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К МАТЕМАТИКЕ

УДК 371

Секинаева Б.Ш.1 (Владикавказ, Россия) — bsekinayeva@mail.ru

1Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

Аннотация. Статья посвящена выявлению роли олимпиады в формировании устойчивого познавательного интереса обучающихся к предмету математики. Познавательный интерес в статье рассматривается как избирательное отношение личности к определенным предметам, объектам и явлениям, характеризующееся постоянным поиском более полных и глубоких знаний для достижения поставленных целей, удовлетворения познавательных потребностей. В статье рассматриваются особенности подготовки обучающихся к олимпиадам по математике на основе комплексного подхода, учитывающего специфику олимпиадных задач и индивидуальные особенности каждого ученика. Во все времена трудно было найти профессию, в которой не требуются те или иные знания по математике. Математическое образование, являясь одним из основных структурных компонентов функциональной грамотности, также предоставляет каждому человеку возможность усвоения того минимума математических знаний, которого необходимо для полноценной жизнедеятельности в культурной среде, для применения приобретаемых в процессе изучения математики знания и умения для решения широкого спектра ежедневных бытовых задач. В работе анализируются ключевые аспекты, такие как развитие математического мышления, работа с теоретическим материалом, практика решения задач, индивидуальный подход и использование дополнительных ресурсов. Познавательный интерес оказывает позитивное воздействие не только на качество и результат учебной деятельности, но и на вырабатывание и дальнейшее развитие таких психических познавательных процессов, как мышление, воображение, память, внимание, речь. Самостоятельно, без внешнего воздействия и внутреннего принятия, познавательный интерес не зарождается, а формируется целенаправленно на основе личных потребностей, нравственных убеждений, ценностных приоритетов и др.

Ключевые слова: школа, обучающиеся, познавательный интерес, математические олимпиады, образовательные платформы.

Список источников:

  1. Анисимова Т.И., Ганеева А.Р. Подготовка обучающихся к участию в математических олимпиадах // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. № 3 (8). С. 133-135. URL: https://www.elibrary.ru/wxrbzl
  2. Буткевич Н. Пробуждая познавательный интерес // Пралеска. 2015. № 11 (291). С. 45-47. URL: https://www.elibrary.ru/zttbol
  3. Вакилов Ш.М., Челябов И.М., Лахикова З.Г. [и др.] Система подготовки учащихся общеобразовательных школ к олимпиадам по математике // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2 (57). С. 229-237. URL: https://www.elibrary.ru/vvnyzf
  4. Данилова Ю.С. Вопросы подготовки к олимпиаде по математике // Наука – промышленности и сервису. 2010. № 5-2. С. 399-404. URL: https://www.elibrary.ru/oelewj
  5. Дубровин Н.А., Грибина Г.А., Жидков А.А. [и др.] Познавательный интерес и роль педагога в его повышении // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 3 (119). С. 33. URL: https://www.elibrary.ru/ntxffa
  6. Келдибекова А.О. Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся в условиях олимпиады школьников по математике // Известия ВУЗов Кыргызстана. 2016. № 5. С. 211-214. URL: https://www.elibrary.ru/waxjsh
  7. Константиниди В.В., Воронцова И.А. Развитие творческих способностей обучающихся в процессе решения нестандартных математических задач // ЦИТИСЭ. 2023. № 4 (38). С. 54-62. URL: https://www.elibrary.ru/qcjdbc
  8. Мартыненко И.М., Попов А.И., Пучков Н.П. Непрерывное развитие математического мышления обучающихся средствами олимпиадного движения // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2020. № 4 (78). С. 122- 136. DOI: 10.17277/voprosy.2020.04.pp.122-136
  9. Муравкина Ю.В., Павлючок М.А. Познавательный интерес, как фактор определяющий качество преподавания в профессиональном образовательном учреждении // Вестник науки. 2019. Т. 4, № 11 (20). С. 21-24. URL: https://www.elibrary.ru/jqvzww  
  10. Новичкова Т.Ю., Соколова З.П., Бочкарева О.В. [и др.]. Решение задач повышенной сложности при подготовке к олимпиаде по математике // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 195. URL: https://www.elibrary.ru/syzmlj
  11. Прокопова Д.И. Работа с одаренными детьми по подготовке к олимпиадам по математике на этапе начального общего образования // Педагогический поиск. 2017. № 9-10. С. 52-56. URL: https://www.elibrary.ru/zmdimj
  12. Прояева И.В., Колобов А.Н. Применение интерактивных технологий в процессе подготовки к олимпиаде по математике // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 78-81. URL: https://www.elibrary.ru/ykwjwd  
  13. Рыбакова П.Н. Олимпиада по математике как источник развития математических способностей младших школьников // Студенческая наука и XXI век. 2023. Т. 20. № 1-2 (23). С. 221-223. URL: https://www.elibrary.ru/nybksu
  14. Соломин В.П., Махов С.И., Ильинский С.В. Некоторые подходы к разработке заданий заключительного этапа всероссийских олимпиад школьников // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 4. С. 130-138. URL: https://www.elibrary.ru/sblvcb
  15. Урумов З.Э., Бигаева И.М., Малиева З.К. Формирование мотивации учения в процессе научно-исследовательской дельности обучающихся // ЦИТИСЭ. 2022. № 1 (31). С. 491-499. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.1.42

Библиографическая ссылка: Секинаева Б.Ш. Олимпиада как средство формирования познавательного интереса школьников к математике // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 439-446.