Этуев Х.Х., Шупаев А.В., Соколова С.К., Дорофеева Е.П.
ОЦЕНКА ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЦИФРОВЫЕ КАФЕДРЫ»
УДК 378.14.015.62
Этуев Х.Х.1 (Иннополис, Россия) — k.etuev@innopolis.ru; Шупаев А.В.1 (Иннополис, Россия) — a.shupaev@innopolis.ru; Соколова С.К.1 (Иннополис, Россия) — s.sokolova@innopolis.ru; Дорофеева Е.П.1 (Иннополис, Россия) — e.dorofeeva@innopolis.ru
1Университет Иннополис
Аннотация. В рамках реализации проекта «Цифровые кафедры» на Университет «Иннополис» в 2022 году была возложена обязанность проведения комплексной оценки развития цифровых компетенций студентов, которые проходят обучение по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки, реализуемым вузами-участниками программы Минобрнауки России «Приоритет 2030». В связи с этим, за два года реализации проекта «Цифровые кафедры» нашей организацией был получен материал, который позволил провести научное исследование. Целью статьи является представление обобщенных результатов оценки сформированности цифровых компетенций у обучающихся в рамках реализации проекта «Цифровые кафедры». Таким образом, в данной статье представлен анализ результатов итоговых ассесментов, проведенных по реализуемым программам на базе «цифровых кафедр». Методология исследования базируется на использовании анализа, сравнения и обобщения данных о количестве осваивающих ДПП ПП, формируемых компетенциях, их сферах, профилях и отраслях экономики ДПП ПП и т.д. Основные данные для исследования были получены на основе ассесмента, который проводился на автоматизированной платформе оценки компетенций, разработанной Университетом «Иннополис». Проведенное исследование обладает рядом особенностей. Во-первых, оно обобщает результаты реализации всех ДПП ПП в рамках проекта «Цифровые кафедры». Во-вторых, данное исследование позволяет детализировать определенные аспекты реализации проекта «Цифровые кафедры», которые не представлены в официальных источниках информации (наименование и количество отраслей экономики, по которым реализуются программы, сфер компетенций, общее количество компетенций, наиболее и наименее востребованные компетенции и т.д.). В-третьих, в исследовании представлена информация о результатах освоения ДПП ПП обучающимися различных возрастных групп. Все перечисленные особенности определяют новизну исследования.
Ключевые слова: ассесмент, оценка, профессиональная переподготовка, уровни сформированности, цифровые кафедры, цифровые компетенции, сферы компетенций.
Список источников:
- Авдеева С.М., Тарасова К.В. Об оценке цифровой грамотности: методология, концептуальная модель и инструмент измерения // Вопросы образования. 2023. № 2. DOI: 10.17323/1814-9545-2023-2-8-32
- Авилкина С.В., Бакулева М.А., Клейносова Н.П. Разработка методики оценки уровней цифровых компетенций при подготовке кадров // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2019. Т. 12, № 2. С. 40-51. DOI: 10.18721/JE.12204
- Андрианов И.А., Полянский А.М., Ржеуцкая С.Ю., Харина М.В. Диагностика результатов освоения компетенций в информационной среде обучения студентов ИТ-направлений // Открытое образование. 2023. Т.27, №. 4. С. 17-28. DOI: 10.21686/1818-4243-2023-4-17-28
- Арстангалеева Г.Ф., Тезина М.Н., Слободчикова С.М. Оценка сформированности цифровых компетенций педагогических работников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 3(84). С. 140-155. DOI: 10.24412/2224-0772-2022-84-140-155
- Булавина Е.В. Об опыте подготовки выпускных работ на платформе «1С:Предприятие» в рамках проекта «Цифровые кафедры» // Информационные технологии в образовании. 2023. № 6. С. 48-52. URL: https://www.elibrary.ru/pshqvh
- Григорьев В.Ю. Открытая модель независимой оценки компетенций цифровой экономики // Управленческое консультирование. 2020. № 9(141). С. 54-61. DOI: 10.22394/1726-1139-2020-9-54-61
- Дядькин Ю.А. Модель оценки компетенций обучающихся в условиях цифровизации образования // Современное педагогическое образование. 2021. № 11. С. 80-83. URL:https://www.elibrary.ru/sdquky
- Ермаков С.Г., Куценко С.М., Гильванов Р.Г. Актуальные вопросы организации деятельности цифровой кафедры в условиях цифровой трансформации вуза // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2023. Т. 20, Вып. 1. С. 70–78. DOI: 10.20295/1815-588X-2023-1-70-78
- Ильин И.В., Кузаев А.Ф. Практика формирования цифровых компетенций у студентов не ИТ-направлений в рамках проекта «Цифровая кафедра» // Педагогическое образование в России. 2023. № 6. С. 190-198. URL: https://www.elibrary.ru/kcjlvz
- Ишханян Ю.В., Ишханян М. В., Соколова И.И. Разработка метрик по обучению студентов транспортных вузов в рамках проекта «Цифровые кафедры» // Транспортное дело России. 2023. № 6. С. 168-170. URL:https://www.elibrary.ru/uzilro
- Карстина С.Г. Разработка инструментария для оценки цифровых компетенций у студентов инженерных специальностей // Казанский педагогический журнал. 2021. № 5(148). С. 112-119. DOI: 10.51379/kpj.2021.149.5.014
- Климова Ю.О. Анализ соответствия уровня компетенций выпускников ИТ-специальностей требованиям работодателей // Вопросы территориального развития. 2021. Т. 9, № 1. DOI: 10.15838/tdi.2021.1.56.5
- Ларин С.Н., Ноакк Н.В. Выявление актуальных компетенций претендентов на вакансии специалистов предприятий IT-отрасли // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 5-2. С. 256-262. DOI: 10.17513/vaael.2834
- Лезина Т.А., Хорошева Т.А., Коростелева А.В. Цифровой след как инструмент оценки компетенций: кейс компании «Газпром нефть» // PROнефть. Профессионально о нефти. 2021. Т. 6, № 2. С. 91-98. DOI: 10.51890/2587-7399-2021-6-2-91-98
- Насейкина Л.Ф. Методика оценки компетентности будущих IT-специалистов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 1(176). С. 60-65. URL: https://www.elibrary.ru/twqxyz
- Огурцова И.В. Цифровой след как инструмент оценки компетенций / И. В. Огурцова // Управление инновациями в условиях цифровой трансформации: Материалы Всероссийской студенческой учебно-научной конференции. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2022. — С. 125-130. DOI: 10.18720/SPBPU/2/id22-65
- Прохоров П.Э. Статистическая оценка развития цифровых навыков занятого населения в Российской Федерации // Статистика и Экономика. 2022 Т. 19, № 3. С. 25-38. DOI: 10.21686/2500-3925-2022-3-25-38
- Александрова Н.А., Кабанова Л.В., Кондратова Ю.Н. [и др.] Реализация проекта «Цифровые кафедры» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в СГУ // Информационные технологии в образовании. 2022. № 5. С. 9-13. URL: https://www.elibrary.ru/tcjenp
- Ребко О.В., Веткина Н.С. Диагностический инструментарий оценки цифровых компетенций сотрудников // Информация и образование: границы коммуникаций. 2022. № 14(22). С. 80-82. URL:https://www.elibrary.ru/ehloia
- Сысоева Л.А. Подходы к формированию модели индикаторов цифровых компетенций педагогических работников вузов // Новые информационные технологии в образовании и науке. 2020. № 3. С. 100-105. DOI: 10.17853/2587-6910-2020-03-100-105
- Токтарова В.И., Ребко О.В., Семенова Д.А. Сравнительно-сопоставительный анализ моделей цифровых компетенций педагогов в условиях цифровой трансформации образования // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 5. С. 79–104. DOI: 10.15293/2658-6762.2305.04
- Ходырева Е.А. Оценка цифровых компетенций будущих педагогов в контексте обеспечения качества педагогического образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023. № 11. С. 220-233. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11120
- Шевелева О.Е. Разработка функциональной модели системы интеллектуального выявления цифровых компетенций студентов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2021. Т. 10, № 1(53). С. 35-39. DOI: 10.46548/21vek-2021-1053-0006
- Шевчик А.А. Методы комплексной оценки компетенций персонала рекламных компаний в условиях цифровой экономики // Вестник Белорусского государственного экономического университета. 2021. № 6(149). С. 31-37. URL:https://www.elibrary.ru/jscfly
- Шилова О.Н., Игнатьева Е.Ю. Исследование инструментария оценки цифровых компетенций учителя // Человек и образование. 2022. № 2(71). С. 99-108. DOI: 10.54884/S181570410020700-5
- Яшин Е.Е., Кирдяшова Е.В. К вопросу о выявлении уровня сформированности цифровых компетенций у обучающихся в рамках проекта «Цифровые кафедры» // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 4(65). С. 356-361. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.65.800
- Bayrak Karsli M., Kucuk S., Kilic R. [et al.] Assessment of Digital Competencies of Teacher Educators with the DigCompEdu Framework // International Journal of Curriculum and Instructional Studies (IJOCIS). 2023. Vol. 13(1). P. 67-94. DOI: 10.31704/ijocis.2023.004
- Combéfis S. Automated Code Assessment for Education: Review, Classification and Perspectives on Techniques and Tools // Software. 2022. Vol. 1(1). P. 3-30. DOI: 10.3390/software1010002
- Krugel J. et al., «Automated Measurement of Competencies and Generation of Feedback in Object-Oriented Programming Courses,» 2020 IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON), — Porto, Portugal, 2020. P. 329-338, DOI: 10.1109/EDUCON45650.2020.9125323
- Khan F., Vuopala, E. (). Digital Competence Assessment Across Generations: A Finnish Sample Using the Digcomp Framework // International Journal of Digital Literacy and Digital Competence. 2019. Vol.10(2). P. 15-28. DOI: 10.4018/IJDLDC.2019040102
- Kajba M.. Maja R., Potocan V. «Conceptual Model For Quality Assessment Of Digital Competencies In Higher Education Systems – A Case Study Of The Research Process,» Business Logistics in Modern Management. — Osijek: Josip Juraj Strossmayer University of Osijek, 2022. Vol. 22. P. 51-68.
- Moreira-Choez J.S., Gomez Barzola K.E., Lamus ´de Rodríguez T.M. [et al.] Assessment of digital competencies in higher education faculty: a multimodal approach within the framework of artificial intelligence // Frontiers in education. 2024. Vol. 9. iD 1425487. DOI: 10.3389/feduc.2024.14254
- Perdomo B., Morales O.A. Design and validation of a questionnaire to assess digital skills for research // Journal of E-Learning and Knowledge Society. 2024. Vol. 20(3). P. 83-89. DOI: 10.20368/1971-8829/1136008
- Saltos-Rivas R., Novoa-Hernández P., Serrano Rodríguez R. () On the quality of quantitative instruments to measure digital competence in higher education: A systematic mapping study // PLoS ONE. 2021. Vol. 16(9). iD: e0257344. DOI: 10.1371/journal.pone.0257344
- Soriano-Alcantara, J.M., Guillén-Gámez, F.D., Ruiz-Palmero J. Exploring Digital Competencies: Validation and Reliability of an Instrument for the Educational Community and for all Educational Stages // Tech Know Learn. 2024. DOI: 10.1007/s10758-024-09741-6
- Stoll S.E.M, Bauer I., Hopfer K. [et al.] Diagnosing homo digitalis: towards a standardized assessment for digital tool competencies // Front. Psychol. 2024. Vol. 14. iD. 1270437. DOI: 10.3389/fpsyg.2023.1270437
- Yang T.C. Assessment of the digital competencies of university instructors through use of the machine learning method // SN Soc Sci. 2023. Vol. 25. DOI: 10.1007/s43545-023-00617-7
Библиографическая ссылка: Этуев Х.Х., Шупаев А.В., Соколова С.К., Дорофеева Е.П. Оценка цифровых компетенций в рамках реализации федерального проекта «Цифровые кафедры» // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 371-385.