ISSN 2409-7616

Ковалев В.В.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГЕНТНОЙ ВОВЛЕЧЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ

УДК 37.013

Ковалев В.В.1 (Ростов-на-Дону, Россия) — mr.val.kovalev@yandex.ru

1Южный федеральный университет

 Аннотация. В данной научной статье автором рассматриваются технологические аспекты обеспечения агентной вовлеченности старшеклассников во внеурочную деятельность в процессе гражданского воспитания. В статье выявлены преимущества внеурочной деятельности в обеспечении процесса гражданского воспитания старшеклассников. Определены потенциальные барьеры процесса гражданского воспитания обучающихся, осуществляемые агентами социализации. Обосновано, что агентная вовлеченность старшеклассников во внеурочную деятельность, сопряженную с реализацией процесса гражданского воспитания, является эффективным средством их преодоления, поскольку позволяет старшекласснику персонально быть агентом собственной социализации. На основе концепции воспитания человека культуры Е.В. Бондаревской определены целевые ориентиры гражданского воспитания. Выявлены объективные и субъективные факторы процесса гражданского воспитания. Определено, что, будучи одним из ведущих направлений развития субъектности и субъективным фактором гражданского воспитания, агентная вовлеченность старшеклассников во внеурочную деятельность является средством повышения качества данной деятельности, а также осуществляемого посредством нее процесса гражданского воспитания. Происходит это посредством преодоления этапов амотивационного цикла, выявленных в данной статье и представленных в формате рисунка. На основе разработанной в исследованиях В.В. Шогана глубинной технологии воспитания определены технологические аспекты обеспечения агентной вовлеченности старшеклассников во внеурочную деятельность в процессе гражданского воспитания: обеспечение действенного присутствия обучающегося на внеурочных занятиях и мероприятиях; организация данного педагогического процесса на положительных примерах, которым обучающимся предстоит следовать на основе личного выбора; на обеспечении методических условий данной вовлеченности посредством реализации представленной инвариантной структуры внеурочного занятия. В статье актуализируется потенциал данной технологии, обращенной к повышению качества процесса гражданского воспитания старшеклассников, осуществляемого во внеурочной деятельности, поскольку в ней представлены и раскрыты этапы устранения амотивации старшеклассника ко внеурочной деятельности

Ключевые слова: гражданское воспитание, внеурочная деятельность, агентная вовлеченность.

Список источников:

  1. Алексеенкова М.А., Есина С.В. Лень или апатия у подростков? Тревожные сигналы для родителей // Молодой ученый. 2019. № 51.1 (289.1). С. 4-8. URL: https://www.elibrary.ru/bzba
  2. Аналитический отчет «Итоги мониторинга ценностных ориентаций современной молодежи 2022».  Институт воспитания РАО. // Институт воспитания.рф. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://институтвоспитания.рф/upload/iblock/db4/umllv3pw3v9qcdxcizgjdmaac7r7as14/Институт%20воспитания%20ценностные%20ориентиры%20молодежи%202022%20лето%20качественный%20.pdf  (Дата обращения: 10.10.2024)
  3. Божович Л.И. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления: монография. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. — 416 с.
  4. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: монография. — Ростов-на-Дону: Булат, 2000. — 351 с.
  5. Гошин М.Е. Агентность школьников в условиях изменений образовательного контекста в период пандемии COVID-19: источники, проявления и эффекты / М.Е. Гошин, П.С. Сорокин, С.Г. Косарецкий // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. №5. С.394-417. URL: https://elibrary.ru/jjhnlv
  6. Гревцева Г.Я. Воспитание гражданина и патриота: теория и практика: монография / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина. – Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2014. — 300 с. URL:  https://www.elibrary.ru/sjoodl
  7. Землякова М.А. Внеурочной деятельности как психологически комфортная среда для развития личности подростка // Гуманитарные науки. 2016. №1 (33).  С. 116-120. URL:  https://www.elibrary.ru/vppyep
  8. Иванов М.А. Формирование личностных образовательных результатов обучающихся во внеурочной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2024. №1 (104).  С.56-59. DOI: 10.24412/1991-5497-2024-1104-56-59
  9. Илюхин А. Г. Выгорание в жизни школьников и студентов: причины, последствия и способы преодоления // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10, № 2. С. 117–127 DOI: 10.17759/jmfp.2021100212
  10. Николаев М.В. О понимании гражданского воспитания в современной педагогике // Казанский педагогический журнал №1, 2020. С. 146-151. DOI: 10.34772/KPJ.2020.138.1.021
  11. Примерная рабочая   программа воспитания для общеобразовательных организаций 2022 (протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22). СПС Гарант +.  [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/406255091/?ysclid=m04bzv7vlw885015666 (Дата обращения: 10.10.2024)
  12. Фельдштейн Д.И. Мир детства в современном мире (проблемы и задачи исследования) – М.; Воронеж: МПСУ: Модек, 2013. — 335 с.
  13. Шоган В.В. Беседы с учителем о педагогике чувства и гражданском образовании / В.В. Шоган, Е.В. Сторожакова: монография.  – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2023.
  14. Шоган В.В. Опыт парадоксальной педагогики / В.В. Шоган, Е.В. Сторожакова: монография.  — Ростов-на-Дону; Изд.-во ЮФУ, 2024.  — 157 с.
  15. Harada Y. Why are Recent Young People Bad? Tokyo: Koubunshasinsho. 2019. 248 р.
  16. Hashimoto Y., Oku R., Nagao Y. [et al.] A Birth of Neo Digital Natives. — Tokyo: Diamondosha, 2019. 321 р.
  17. Sorokin P.S., Froumin I.D. Utility of Education and the Role of Trans formative Agency: Policy Challenges and Agendas // Policy Futures in Education. 2022. Vol. 20, No 2. P. 201–214. D
  18. Takahashi, T.  Japanese Youth and Mobile Media. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.academia.edu/350038/Japanese_Youth_and_Mobile_Media (Дата обращения: 10.10.2024)

Библиографическая ссылка: Ковалев В.В. Технологические аспекты обеспечения агентной вовлеченности старшеклассников во внеурочную деятельность в процессе гражданского воспитания// ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 351-361.