Карасев Д.Ю., Воробьева И.Н.
ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Карасев Д.Ю.1 (Владикавказ, Россия) — aslan.sukhov.95@mail.ru; Воробьева И.Н.1 (Владикавказ, Россия) — ira.vorobeva.1975@bk.ru
1Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
Аннотация. Статья посвящена изучению ценностных приоритетов и представлений студентов первых и вторых курсов на занятиях по физической культуре и спорту, как неотделимой части программы подготовки студентов – будущих специалистов. Как показал анализ существующих подходов и теорий, а также результаты собственного исследования, успешность процесса формирования жизненных ценностей студентов, а также усиление воспитательного эффекта физической культуры и спорта возможны на основе инновационного педагогического сопровождение физкультурно-оздоровительной деятельности. Жизненные ценности студентов в статье понимаются как комплекс значимых стимулов к личностному росту, самосовершенствованию и саморазвитию. Достижение спортивных результатов требует упорства и целеустремленности, которые впоследствии переносятся и в другие сферы жизни, помогая студентам достигать поставленных целей не только в спорте, но и в учебе, работе и личной жизни. Формирование жизненных ценностей у студентов, их устойчивой жизненной позиции, выступает сегодня приоритетным направлением в сфере социального развития государства. Автором статьи выдвигается тезис о том, что физическая активность оказывает большое влияние на общее состояние человека, на его психическое, физическое и соматическое здоровье. От физической активности личности существенно зависит ее эмоциональное состояние, уровень работоспособности и продуктивности; двигательная активность делает тело человека не только прекрасным и стройным, но и предотвращает атрофию мышц, увеличение жировой массы, поддерживает физические кондиции тела, повышает мыслительные процессы. Физическое воспитание в статье рассматривается как ключевой компонент формирования жизненных ценностей.
Ключевые слова: физическая активность, ценностные приоритеты и представления, жизненные ценности, физическая культура студентов.
Список источников:
- Воротилкина И.М., Баженова Н.Г., Баженов Р.И. Мотивация молодежи к здоровому образу жизни // ЦИТИСЭ. 2023. № 1 (35). С. 231-249. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.1.19
- Галкина Т.Н. Физическая культура и спорт в жизни студентов // Научный аспект. 2023. Т. 1, № 4. С. 91-100. URL: https://www.elibrary.ru/ipchws
- Иваньков Д.С. Жизненные ценности студентов // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-2. С. 268. URL: https://www.elibrary.ru/twfdhn
- Исаева М.Р. Жизненные ценности в понимании студентов и людей разного возраста // Academy. 2019. № 5 (44). С. 68-70. URL: https://www.elibrary.ru/icvmzj
- Калинина Р.Р. Представление о будущем и жизненные ценности студентов высших учебных заведений // Вестник Псковского государственного педагогического университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2011. № 13. С. 177-182. URL: https://www.elibrary.ru/odvgup
- Кетоев К.Э., Дзагурова Б.Э., Сохиев М.Д. [и др.] Личностно-ориентированная технология совершенствования физической культуры студентов // ЦИТИСЭ. 2023. № 1 (35). С. 378-386. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.1.32
- Кряжева Е.В., Виноградская М.Ю. Анализ динамики жизненных ценностей и ценностных ориентаций студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-3. С. 332-334. URL: https://www.elibrary.ru/oguirz
- Ларионов В.И., Ларионова Т.А. Роль сетевого взаимодействия образовательных организаций в профориентационной деятельности в сфере физической культуры и спорта // ЦИТИСЭ. 2022. № 4 (34). С. 57-65. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.4.05
- Ломако В.В., Миронов С.А., Маняхина К.К. [и др.] Физическая культура как социальное явление в жизни студентов // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-3. С. 400. URL: https://www.elibrary.ru/wmiawz
- Мачурова Н.Н. Особенности поля жизненных ценностей личности // Юбилейные февральские чтения. Сборник материалов научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Сыктывкарского лесного института по итогам научно-исследовательской работы в 2011 году. — Сыктывкар: Сыктывкарский лесной институт, 2012. — С. 378-381. URL: https://www.elibrary.ru/veexcz
- Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ). Диагностика жизненных ценностей личности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psycabi.net/testy/453-morfologicheskij-test (Дата обращения: 01.10.2024).
- Новикова А.О., Кузьмин А.М. Проблема приобщения студентов к занятиям физической культурой: приоритетные подходы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 1-1 (67). С. 206-209. URL: https://www.elibrary.ru/htjqbh
- Одинцова А.В. Жизненные ценности современной молодежи (на примере студентов алтайского ГАУ) // Вестник молодежной науки Алтайского государственного аграрного университета. 2023. № 2. С. 162-165. URL: https://www.elibrary.ru/ylpxag
- Радевская Н.С., Радевский А.В., Горелышева Н.В. Жизненные ценности как фактор социализации студентов в современном вузе // Человек и образование. 2019. № 1 (58). С. 68-71. URL: https://www.elibrary.ru/ozwnou
- Челноков В.А. Жизненные ценности: социальные и профессиональные представления студентов ССУЗ // Казанский педагогический журнал. 2005. № 1 (38). С. 13-17. URL: https://www.elibrary.ru/okdbyh
Библиографическая ссылка: Карасев Д.Ю., Воробьева И.Н. Формирование жизненных ценностей студентов в процессе физического воспитания // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 343-350.