ISSN 2409-7616

Тринадцатко О.А.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

УДК 378.4

Тринадцатко О.А.1 (Хабаровск, Россия) — olga.demidko@yandex.ru

1Тихоокеанский государственный университет

Аннотация. В современном образовательном пространстве все большее значение приобретает проектная деятельность как один из эффективных инструментов формирования профессионально-педагогического мировоззрения у будущих и работающих педагогов. Проектная деятельность содействует не только качественному развитию практических навыков и компетенций обучающихся, но и играет важную роль в более глубоком понимании педагогических процессов, ценностей и норм, необходимых для успешной и результативной реализации профессиональной деятельности. В настоящей статье автор определяет, что проектная деятельность содействует становлению будущих педагогов как компетентных, творчески мыслящих, ответственных  и  знающих  специалистов, а также рассматривает педагогические возможности проектной деятельности как эффективного инструмента развития профессионально-педагогического мировоззрения  студентов, будущих педагогов. Автор обосновывает эффективность использования проектной деятельности, как в образовательном процессе, так и при формировании профессионально-педагогического мировоззрения, поскольку она позволяет студентам, будущим педагогам приобретать практический опыт решения различных педагогических задач, укреплять теоретические знания, развивать творческое мышление,  рефлексивные  умения,  а  также  формировать  ответственное  отношение  к  своей будущей профессиональной  деятельности.  Автором подчеркивается значимость интеграции проектной деятельности в учебный процесс вузов для подготовки высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться к современным требованиям образовательной среды. В данной статьи автором представлена модель возможности проектной деятельности для обучающихся. А также приведена авторская модель роли проектной деятельности для вуза, студентов и потенциальных работодателей. Автор приводит педагогические возможности проектной деятельности и определяет их влияние на формирование профессионально-педагогического мировоззрения.

Ключевые слова: проектная деятельность, профессионально-педагогическое мировоззрение, педагог, образовательный процесс, педагогические возможности.

Список источников:

  1. Баранова И.В. Проектное обучение как инструмент практико-ориентированности образовательного процесса // Образование. Наука. Карьера: сборник научных статей 2-й Международной научно-методической конференции. — Курск: Университетская книга, 2019. — С. 97-100. URL: https://www.elibrary.ru/hwjibt
  2. Бреднева Н.А. Педагогические условия подготовки студентов к профессиональной проектной деятельности // Евразийское Научное Объединение. 2021. № 9-4(79). С. 251-254. URL: https://www.elibrary.ru/wqjqkw
  3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. — 132 с.
  4. Ветров Ю.П. Проектная деятельность как способ организации образовательного пространства в современном вузе // Kant. 2019. № 2(31). С. 37-42. URL: https://www.elibrary.ru/zzjfzr
  5. Воронцова Т.В., Бориско С.Н., Рыкова Б.В. Инновационный потенциал проектной деятельности в вузе // Педагогические исследования (сетевое издание). 2022. № 3. С. 58-74. URL: https://www.elibrary.ru/qmboud
  6. Горбачева А.И. Проектное обучение в вузе: планирование и внедрение новых технологий в учебный процесс // Актуальные проблемы бизнес-образования: Сборник статей по материалам XVIII Международной научно-практической конференции. — Минск: Институт бизнеса Белорусского государственного университета, 2019. — С. 34-36. URL: https://www.elibrary.ru/zhcqkl
  7. Лаврова В.П., Мухоплева А.М. Роль проектной деятельности в разностороннем развитии учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № Т11. С. 123–124. URL: https://www.elibrary.ru/xxkldt
  8. Одарич И.Н. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза // Научен вектор на Балканите. 2017. №1. С. 18-21. URL: https://www.elibrary.ru/yrnhyt
  9. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.
  10. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Академия, 2008. — 368 с.
  11. Ступницкая М.А., Алексеева С.И. Методические рекомендации по проектной деятельности в вузе // Образовательные технологии. 2018. № 4. С. 60-70. URL: https://elibrary.ru/ywainn
  12. Хитрова А.В. Педагогические условия сопровождения проектной деятельности обучающихся // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: Сборник трудов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Евпатория: Ариал, 2020. — С. 428-430. URL: https://www.elibrary.ru/bhelud
  13. Цыплакова С.А. Педагогическое проектирование: сущность и особенности // Вестник Мининского университета. 2013. № 4 (4). URL: https://www.elibrary.ru/sgnnnl
  14. Швец Н.В. Сущность социально-педагогического проектирования в условиях образовательного процесса // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: Сборник трудов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Евпатория: Ариал, 2020. — С. 231-235. URL: https://www.elibrary.ru/rtitvr
  15. Шликене Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся // Народное образование. 2008. № 9. С. 34-38. URL: https://www.elibrary.ru/jtdbgb

Библиографическая ссылка: Тринадцатко О.А. Педагогические возможности проектной деятельности в развитии профессионально-педагогического  мировоззрения будущих педагогов // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 331-342.